История репрессированного священника села Писцово Ивановской области протоиерея Геннадия Крутикова (заметки православного краеведа села Писцово Абакумовой Зои Викторовны)

    В книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2» иеромонаха Дамаскина (Орловского), в разделе «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Ивановские и Кинешемские»,  на странице 245, можно прочесть следующее: «Священник Геннадий Крутиков служил в селе Писцово. В 1930 году арестован, из заключения не вернулся».
   Священник Геннадий Ианнуариевич Крутиков служил в селе Писцово  Нерехтского уезда Костромской губернии в храме Святой Троицы с 1893  по 1930 год. Ныне село Писцово относиться к Комсомольскому муниципальному району Ивановской области.
      Отец Геннадий  Крутиков родился в селе Турани, Костромской губернии, Варнавинского уезда. Сын дьячка. Учился в Костромской  Духовной Семинарии. 22 августа 1893 г. состоялось бракосочетание окончившего курс в Костромской Семинарии Геннадия Крутикова, 21 года, с дочерью священника с. Писцова Анной Александровой Богоявленской, 22 лет. В 1893 году преосвященнейшим Виссарионом посвящен во иерея к храму Святой Троицы села Писцово.
У Геннадия Ианнуариевича и его жены родилось четверо детей: сыновья Николай и Александр, и дочери Вера и Елена. 
      Отец Геннадий жил на улице Зарека, напротив храма Воскресения Христова. Улица состояла из нескольких домов принадлежавших священникам. В  книге «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии», в частности сказано: «Дома у всех членов причта свои. Квартирных никто не получает». Дома эти в народе называли «поповскими».
В документах 1905 года, о. Геннадий упоминается уже как законоучитель Писцовского женского одноклассного Министерства Народного Просвещения училища имени «Володи Павлова», открытого 22 ноября 1894 года. Училище было устроено местным фабрикантом Петром Александровичем Павловым в память умершего сына Володи.
      В 1913 году селом проезжал царь Николай II с семейством. По воспоминаниям старожилов села происходило это так: «Тринадцать тарантасов на тройках. Все кучера на одно лицо. Тринадцать сопровождающих лиц похожи на императора. Поездка посвящалась 300-летию дома Романовых. Воз­ле церкви Святой Троицы проходил молебен. Служил настоятель Троиц­кого храма. Потом процессия двинулась в сторону Костромы».
     В 1919 году умер последний из старейших священников села Писцова – протоиерей Алексей Победимский. В Писцове остались два священника: протоиерей Геннадий Крутиков и священник  Иоанн Смирницкий. Отец Иоанн служил в Воскресенском храме, а отец Геннадий - в Троицком. В 1921 году отец Геннадий совершил в Казанской церкви отпевание Епископа Костромского и Галичского Евгения. По этому поводу в с.Писцове собрались четырнадцать священнослужителей и служителей церковного причта из окрестных сел. 
      В 1923 году протоиерей Геннадий Крутиков и отец Иоанн Смирницкий провели большую работу по сохранению храмов и церковного имущества, а также по сохранению прихода. В связи с требованиями нового правительства, религиозные общины должны были пройти перерегистрацию и заключить договор на владение церковными зданиями и имуществом. Создана Писцовская религиозная община (156 человек из 6-ти населенных пунктов), церковно-приходской совет  (50 человек), разработан Устав религиозной общины, составлен список служителей культа (председатель Писцовской религиозной общины – протоиерей Геннадий Ианнуариевич Крутиков),  составлены анкеты на членов приходского совета, составлены описи имущества четырех писцовских храмов и пяти часовен. Заключение договора удалось осуществить только  27 февраля 1926 года, все церкви были переданы Писцовскому религиозному обществу.
    Но в июне 1927 года Волисполком получил циркуляр НКВД: «...Уадмотдел (Уездный административный отдел) разъясняет, что всему по нашему уезду молитвенными зданиями пользуются по договорам религиозные группы, но не религиозные общества, коих в уезде не имеется. В дальнейшем это положение и должно оставаться. ...Разница между религиозным обществом заключается, главным образом, в том, что религиозная группа существует без всякого устава на основании лишь одного заключенного с ней договора и поэтому обладает меньшими правами, чем религиозное общество, которое действует по особому уставу, со всеми правами предусмотренными этим уставом: проводит богослужения во всех четырех храмах села, проводит молебны и крестные ходы, собрания членов религиозной общины для решения хозяйственных вопросов о сохранности имущества храмов и часовен, а также по решению исполкомов о закрытии часовен".
      В январе 1930 года священников лишили имущественных и избирательных прав, выгнали из собственных домов. 15 января 1930 года в 22 часа в дом священника Геннадия Ианнуариевича Крутикова пришел уполномоченный с ордером на обыск и арест имущества. Была сделана подробная опись имущества вплоть до банки варения. Затем священник был письменно уведомлен, что имущество передается ему на хранение, он отвечает за его сохранность, но не имеет права пользоваться им. Таким образом, в ночь на 16 января 1930 года протоиерей Геннадий Крутиков с семьей был выселен из собственного дома раздетыми и разутыми, т.к. валенки, тулупы, пальто, платки и шапки были внесены в опись, и ими нельзя было воспользоваться. Следующий обыск был произведен у батюшки в Троицкой церкви утром 16 января 1930 года, где у него был изъят последний медальон, больше ничего не нашлось, все было отобрано накануне. Один за другим были закрыты четыре храма. Они были заняты под нужды нового государства: МТС, зернохранилище, склады.
      В 1929-30-х гг. в Писцове началась коллективизация и раскулачивание. Вместе со священниками страдали люди, кто своим кропотливым трудом нажил благосостояние и славился благотворительностью. В селе было 20 лавок. Торговали потомственные купцы. Из купцов вышли фабриканты Рыскины и Павловы. Фабриканты являлись попечителями и старостами Писцовских храмов. Раскулаченных их выгоняли из собственных домов целыми семьями. Выгоняли зимой, по ночам – нагих и босых. Семьи сгоняли в Павловский сад (фабриканта Павлова), без вещей. Милиция никого к ним не подпускала, даже маленьких детей и школьников к родителям.  Машин не было, увозили раскулаченных на телегах. На площади Писцова стоит историческое здание – РИК (здание райисполкома),  в этот дом свозили всё, что отбирали у лавочников: валенки, обувь и т.п. Потом в лабазе (магазин) продавали очень дешево.  Отобранное имущество, животные, земля – все стало принадлежать вновь организованному колхозу «12-й Октябрь».
     О жизни священника и его служении сохранила воспоминания старожилов: «Священник Геннадий Иануариевич Крутиков обучал в женском училище с. Писцова Закону Божьему. Он был всех проще,  добрее. На Пасху детишек оделит всем, что надают в корзинах. Всех больше семья была у о. Геннадия. У других священников – по двое детей». Валентина Васильевна Зазнобина (1922 г. р.) вспоминает: «Священник, о. Геннадий, жил в Зареке. В праздники ходили по домам, святили. Придет, молчит, кадит. Мама говорит: «Смотри, пусти батюшку! - даст рубль - Отдай им». Некоторые запирались. «А ты уж пускай!» - наставляла и бабка. Мы были октября­тами, нам не велели ходить в церковь. Помню, с факелами шли по улицам: борьба против религии. Ходили по Первомайской улице. Ноги все мокрые, а заставляют…».
    Так как священников выгнали из принадлежавших им домов о. Геннадию с семьей, пришлось жить на квартире у Павла Кутьина. Елена Павловна (1921 г.р.), дочь Павла Кутьина,  сохранила следующие воспоминания о тех годах: «Дом наш стоит возле церкви Рождества Богородицы, родовое место со времен Иоанна Грозного. Сначала был каменный, двухэтажный, потом продали, разобрали по кирпичику. Церковь закрыли. У нас на квартире жил священник  о. Геннадий. Его дочь, Вера Геннадьевна Мясникова, учительница, маленького роста. И отец был небольшой».
      Из воспоминаний видно, что жилось батюшке нелегко: в дома не приглашали, пускать боялись. Но, не смотря на все трудности, он продолжал проводить службы, крестные ходы, молебны. До самого ареста поддерживал сохранность храмов, часовен и их имущества, проводил богослужения.
На долю священнослужителей выпало не только преследование советскими властями, но и «обновленцами». А чтобы священнослужители, как тогда писалось «Тихоновской ориентации», не мешали проводить новую церковную политику - на них  составлялись доносы. 
      Сохранились скудные воспоминания и об аресте отца Геннадия: «В церкви Воскресения служил о. Иоанн (Смирницкий), а о. Геннадий - в Святой Троице. Их забрали и увезли» (о. Иоанн – священник Иоанн Смирницкий. Служил в Воскресенском храме с. Писцово (с 1903 года - диакон, с 1918 г – священник, в 1930 году лишен имущества и избирательных прав, арестован, осужден, расстрелян – З.А.).
   Отец Геннадий Крутиков был арестован Шуйским окружным отделом ОГПУ Ивановской промышленной области. Осужден постановлением тройки при ПП ОГПУ по ИПО 20 февраля 1930 года по ст.ст 58-10,  58-11 УК РСФСР - к десяти годам лишения свободы. Известно, что на 4 июля 1930 года Крутиков Г.И. находился в лагере УСЕВЛОН ОГПУ при ст. Пинюг Пермской железной дороги.
   Заключением прокурора Ивановской области от 13 апреля 1989 года Крутиков Геннадий Ианнуариевич реабилитирован на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.
    В 1930 году, после ареста о.Геннадия, обновленческий священник собрал религиозную общину и на собрании проголосовали за закрытие Троицкого и Рождества-Богородицкого храмов. Все церковное имущество свезли в амбар. Иконы возили жечь в топках фабрики... Кто из кочегаров отказывался жечь, имел за это много неприятностей.
    Из заключения о. Геннадий Крутиков не вернулся...
                       
                                                                                           По материалам Зои Николаевны Абакумовой