Советский период, особенно его первые два десятилетия, вошел в тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви как время самых жестоких гонений. Советская власть объясняла репрессии в отношении служителей Церкви их причастностью к контрреволюции, однако главная причина гонений была другой. Она заключалась в самой богоборческой природе большевизма.
После отречения Государя Николая II от престола в 1917 году, к власти, в результате Февральской революции пришло Временное правительство, состоящее из людей, далеких от Церкви. Свою задачу они видели в скорейшем преобразовании России по западным образцам, что на практике означало стремительную секуляризацию государства и общества. Системы церковно-приходских школ из ведения Святейшего Синода была передана в ведение министерства народного просвещения.
Важнейшим
событием церковной жизни периода Временного правительства стал созыв Поместного
Собора Православной Российской Церкви, который начал свою работу в августе
1917г. в Москве. Это был первый Собор Русской Церкви с конца XVII века. Перед ним стояла задача разрешить многочисленные накопившиеся
вопросы церковной жизни и дать ответы на современные ему вызовы. На Соборе были
представлены лучшие интеллектуальные и духовные силы Церкви. Более пятидесяти
его участников (примерно каждый десятый) ныне причислены к лику святых. Собор
сплотил и мобилизовал Русскую Церковь перед началом гонений, им было выработано
такое церковное устройство, а главное – явлен такой духовный настрой, которые
позволили Церкви выстоять в годы гонений. В избрании членов Собора через
приходские собрания приняло участие практически все православное население
страны. В силу этого, после разгона большевиками Учредительного собрания
Поместный Собор оставался единственным в стране легитимным органом народного
представительства. Приход к власти большевиков в октябре 1917г. стал отправной
точкой в долгом пути Русской Церкви на ее Голгофу вместе со всем русским
народом.
Большевики, однако, не решились сразу же пресечь деятельность Поместного
Собора. Главным и судьбоносным деянием Собора стало восстановление
патриаршества в России и избрание Патриархом Московским и всея Руси свт. Тихона
(Беллавина). Именно Святейший Патриарх Тихон дал нелицеприятную, но совершенно
точную оценку духовного состояния народа в годы революции: «Грех, тяготеющий
над нами – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и
злоключений».
Принятым 26 октября 1917г., во второй день
советской власти, «Декретом о земле» все церковные земли со всем, что на них
находилось, одним росчерком пера были у Церкви изъяты. Кульминацией
антицерковного законодательства большевиков стал декрет СНК РСФСР «Об отделении
церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918г. Этим декретом у
Церкви не только отнималось право владеть собственностью, она вообще лишалась
прав юридического лица. В программе РКП(б), принятой в марте 1919г., прямо
говорилось о цели большевиков в «полном отмирании религиозных предрассудков».
Слова не расходились с делом: в первые годы советской власти были ликвидированы
духовные школы, началось наступление на монастыри
Наряду с
законодательными мерами в своей антицерковной политике большевики не менее
активно использовали массовый террор. Уже 31октября (ст.ст.) 1917г. в Царском
Селе красногвардейцами был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров – первый
новомученик Русской Церкви. Вслед за этим число жертв среди духовенства,
монашествующих и активных мирян стало исчисляться вначале сотнями, а к концу
гражданской войны – уже тысячами. В день взятия большевиками Киева – 25 января
(ст.ст.) 1918г. был злодейски убит старейший иерарх Русской Православной Церкви
митрополит киевский Владимир (Богоявленский).
Россия не
знала еще подобной жестокости к своим священнослужителям: их топили в
нечистотах, кололи штыками, вешали, четвертовали, распинали на Царских вратах.
Всего за 1918-1922гг. одних только православных архиереев было казнено более
двадцати – примерно каждый шестой. В отдельных уездах (например, в оказавшейся
прифронтовой в 1918-1919гг. Пермской губернии) в ходе «красного террора» были
истреблены почти все священники и монахи. Безжалостной расправе подверглась
Царская семья. Первым из видных общественных деятелей, кто безбоязненно осудил
екатеринбургское злодеяние, был Патриарх Тихон.
Победив к началу 1920-х годов своих вооруженных противников, большевики решили
сосредоточиться на окончательном разгроме Церкви. Поводом для развертывания
нового акта гражданской войны стала кампания изъятия церковных ценностей.
Ценности изымались якобы для борьбы с голодом, но уже тогда в это не верили, а
ныне рассекреченные документы ясно свидетельствуют, что судьба голодающих мало
волновала большевистских вождей. Власти был нужен повод для репрессий, поэтому
кампании изъятия был придан откровенно грабительский и святотатственный
характер, что не могло не привести к эксцессам.
Кампания по изъятию церковных ценностей планировалась как настоящая военная
операция. 23 февраля 1922г. был принят декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных
ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Секретную комиссию по
изъятию «всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней…» возглавил
Л.Троцкий. В функции комиссии входило не только изъятие музейных и церковных
ценностей, но и тайная продажа их за границей.
6 марта 1922г. комиссией по изъятию церковных
ценностей г.Шуи под председательством А.Вицина была произведена опечатка
наиболее богатых ризниц городских храмов. Сначала были изъяты ценности из 3-х
наиболее бедных храмов города. 13 марта комиссия явилась в Воскресенский собор
г.Шуи, чтобы произвести опись ценностей, но побоялась народа и перенесла
«мероприятие» на 15 марта, среду. Было время Великого поста. На соборной
площади с утра стал собираться народ, который вначале разгоняли нагайками.
Видя, что люди не расходятся, пришло подкрепление из красноармейцев. Солдаты,
рассыпавшись цепью, двинулись на народ. В это время мальчишки-школьники
проникли на колокольню и зазвонили во все колокола. Красноармейцы открыли
стрельбу сначала поверх голов, а потом по людям. Первым был убит прихожанин
храма Николай Малков, второй – девица Анастасия. Были убиты также Авксентий
Калашников и Сергий Мефодиев (все четверо причислены к лику новомучеников).
Было много раненных и увечных.
18 марта из Иваново-Вознесенска в Москву
пришла подробная шифротелеграмма от секретаря губкома И.Короткова о событиях,
происшедших в Шуе. Ленин, уже будучи совсем больным, но испытывая
патологическую ненависть в отношении к Церкви, 19 марта 1922г. написал в
секретном письме членам Политбюро: «Мы должны именно теперь дать самое решительное
и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление
с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких
десятилетий… Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и
церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни
перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число
представителей реакционной буржуазии и духовенства удастся нам по этому поводу
расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на
несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».
Показательно, что о спасении голодающих в ленинском письме не было ни слова.
21 марта комиссия ВЦИК прибыла в Шую, чтобы
провести учебно-показательное изъятие церковных ценностей из Воскресенского
собора. Была вызвана сводная рота 146-го полка, пулеметная команда, конные
милиционеры для оцепления площади вокруг собора. Изъятие проводилось грубо и
жестоко: расковывалось и срубалось серебро с престолов, с икон сдирались
серебряные ризы и драгоценные камни.
В эти дни,
воспользовавшись шуйскими событиями, Политбюро приняло постановление об аресте
Священного Синода и Патриарха Тихона и расстреле Шуйских священников и мирян,
виновных в сопротивлении изъятию ценностей. Обвинение было предъявлено четырем
священнослужителям и нескольким мирянам. Дело разбиралось выездной сессией
Верховного Революционного трибунала, подследственные были приговорены в
различным срокам тюремного заключения. Священники о.Иоанн Рождественский и
о.Павел Светозаров и мирянин Петр Языков 10 мая 1922 г. были расстреляны. В
2000г. Юбилейным Собором РПЦ они причислены к лику святых.
P.S. Изъятые
церковные ценности лидеры большевиков продавали на Западе за бесценок,
используя для этого свои частные, - в том числе родственные, - каналы. Одним из
таких каналов была поставка русского серебра через скандинавские страны в США.
В Скандинавии шедевры русского церковного искусства переплавлялись в слитки,
которые уже со скандинавскими клеймами поступали в Америку. США официально не
признавали Советскую власть, однако с удовольствием пользовались с ее помощью
русскими национальными богатствами.
Литература:
1. Е.С.Ставровский. Святые земли
Шуйской. Иваново, 2007
2. ПСТГУ. Русская Церковь и
Советская власть. История в документах и артефактах. М. 2012