Меню

понедельник, 27 июня 2016 г.

Протоиерей Кирилл Каледа. "Величие" Сталина и подвиг новомучеников.

Протоиерей Кирилл Каледа
      Сегодня все чаще имя Иосифа Сталина звучит даже не просто в положительном контексте, кажется, что вновь возвращается культ личности «вождя всех народов». В разных городах ставятся памятники, открываются музеи, посвященные этому историческому деятелю, даже пишутся «иконы». Порой в этом участвуют и некоторые служители Церкви. Как все это совместить с сонмом новомучеников, погибших именно в то время, когда Сталин был у власти?
     Только на Бутовском полигоне, в период с августа 1937 по октябрь 1938 года было расстреляно 20760 человек. Комментирует все возрастающую популярность Сталина протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, внук сщмч. Владимира Амбарцумова.

     "После того, как наша Русская Православная Церковь прославила новомучеников и исповедников, все более набирающее обороты восхваление Сталина, тем более от людей православных, нельзя рассматривать иначе как кощунство.
     Как можно иначе рассматривать заявления о его величии, среди которых есть и такие, что будто бы в государстве, которое строил Сталин были реализованы заповеди, переданные Богом Моисею: не укради, не убий… Мягко говоря, это не соответствует исторической действительности.
     Заповедь «не укради»… Хотя в Библии и не используется слово «экспроприация», но, очевидно, обозначенный этим словом процесс перераспределения ценностей, имевший место в первое десятилетие советской власти, иначе как словом «грабеж» и «кража» назвать нельзя. Начиная от экспроприации земель и крупной собственности и кончая так называемым раскулачиванием, когда крестьянским детям не оставляли даже дырявого зипунишки. Процесс изъятия церковных ценностей был также не чем иным, как ограблением Церкви.
     А уж заповедь «не убий»… С самого начала правления большевиков наша страна была залита кровью. Мы не будем говорить о потерях в целом в годы советской власти, потому что цифры очень разнятся. Но только в период Большого террора, то есть с августа 1937-го по октябрь 1938-го года у нас в стране было приведено в исполнении около 700 тысяч смертных приговоров.
     Впоследствии в большинстве случаев эти убиенные были реабилитированы из-за отсутствия состава преступлений. То есть было признано, что выдвинутые им обвинения – ложные и незаконные.
     В нашей Церкви в лике святых прославлено более 1700 новомучеников и исповедников. Все они пострадали либо в годы правления Сталина, либо до 1924 года, когда он занимал во власти самые ответственные посты и был среди тех, кто свергал законный строй в стране, разрушал Россию.
     Сейчас опубликовано достаточно много документов, свидетельствующих о том, что Сталин лично давал приказы о расстрелах. В частности, в 1922 году, когда Сталин стал генеральным секретарем ЦК РКП(б), Иваново-Вознесенским трибуналом был вынесен смертный приговор по процессу изъятия церковных ценностей в отношении священников Павла Святозарова и Иоанна Рождественского и мирянина Петра Ивановича Языкова.
     Местные верующие обратились в верховный ревтребунал с просьбой об отмене смертного приговора и помиловании. Обращение рассматривалось в президиуме ВЦИКа, на заседании под собранием Калинина и было принято решение о помиловании.
     Но Калинин запросил заключение политбюро ЦК партии РКП(б). Ленин, Сталин, Молотов и Троцкий проголосовали за расстрел. Эти данные взяты из жития святых священномучеников Павла и Иоанна, и мученика Петра. То есть речь о материалах, которые признаны достоверными Русской Православной Церковью.    
     Таким образом, имя Сталина ставится в ряд с такими гонителями Церкви, как Нерон и Диоклетиан. При этом один из современников сталинских гонений в 20-е годы прошлого века писал: «Страшные гонения на христиан времен Диоклетиана и Нерона меркнут перед тем, что сейчас творится в России, каким жестоким гонениям и суровым преследованиям подвергаются священнослужители и все верующие».
     Раз уж мы упомянули имя Диоклетиана, этого римского древнего правителя, надо сказать, что подобно тому, как Сталин был незаурядной личностью, этот император также был личностью неординарной.
     Сын вольноотпущенника (то есть его отец и дед были рабами), он дорос от простого солдата до императора. Благодаря его правлению в Риме был остановлен так называемый кризис Римской империи III века. Более того, он совершил целый ряд серьезных победоносных походов и решил военные вопросы на периферии Римской империи.
     Так что действительно это был талантливый правитель. Но он строил языческое государство и в истории христианской Церкви он значится как гонитель Церкви. Рядом с ним стоит имя Сталина.
     В одном из панегириков Сталину прозвучала мысль, что в те годы партия взяла на себя функции Церкви. Такая фраза в устах любого христианина звучит странно. Либо это какое-то новое богословие, либо, прошу прощения, это ересь. По учению святого апостола Павла Церковь – это Тело Христово, и никакая общественная организация, никакая другая человеческая общность взять на себя функции Церкви не может.
     Возникает вопрос: почему в церковной среде нередко возникает желание оправдать и, более того, возвеличить действия «отца народов»? Наверное, это связано с тем, что делается попытка оправдать нашу историю и примирить церковное учение с тем учением, с той идеологией, на основе которых строилось наше государство в ХХ столетии.
     Но люди, пытающиеся это сделать, забыли очень важный документ, который был подготовлен, выстрадан и написан весной – в начале лета 1926-го года группой епископов, оказавшихся в Соловецком лагере. Документ этот известен как «Послание Соловецких епископов», и авторитет этого послания очень высок. Тем более что в наше время несколько епископов, которые подписали его (всего стоит семнадцать подписей) причислены к лику святых. Среди них – священномученики Иларион (Троицкий) и Евгений (Зернов).
     Считается и, скорее всего, это так, что непосредственным составителем этого документа был профессор Московской духовной академии Иван Попов, который Русской Православной Церковью также прославлен в лике святых.
     В этом документе рассмотрен вопрос о соотношении учения Церкви с тем учением, на основе которого строилось советское государство. В послании четко сказано:
      "Расхождение лежит в непримиримости религиозного учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунистической партии и руководимого ею правительства Советских республик…
     Церковь признает бытие духовного начала, коммунизм его отрицает. Церковь верит в Живого Бога, Творца мира, Руководителя его жизни и судеб, коммунизм не допускает Его существования.
     При таком глубоком расхождении в самых основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого сближения или примирения, как невозможно примирение между положением и отрицанием, между да и нет, потому что душою Церкви, условием Ее бытия и смыслом Ее существования является то самое, что категорически отрицает коммунизм…
     Православная Церковь… никогда не откажется ни в целом, ни в частях от Своего, обвеянного святыней прошлых веков, вероучения в угоду одному из вечно сменяющихся общественных настроений».

     Исходя из этих слов, сказанных мучениками, очевидно, что попытки найти примирение между одним и другим совершенно бесплодны. Повторяю, что авторитет этого послания настолько высок, что вряд ли кому-то из наших современников удастся его подвергнуть сомнению. Чтобы это сделать, надо хотя бы одну зиму провести в лагере на Соловках, не говоря о чем-то большем.
     Очевидно, стремление найти некоторое согласие в этих непримиримых вопросах истории страны и Церкви связано с тем, что мы, христиане, сейчас очень много внимания уделяем устроению нашего земного Отечества. Наверное, это естественно и нормально, потому что, христиане всегда были активными гражданами своих отечеств: начиная с Древнего Рима, где многие христиане занимали видные, в том числе и военные посты, кончая нашим временем.
     Уместно назвать имя нашего старшего современника, архиепископа Кипрского Макариоса, возглавившего освободительное движение на Кипре и ставшего президентом этой страны.
     Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного», и наша святая обязанность – заботиться о нашем дорогом и любезном Отечестве и добиваться того, чтобы оно занимало достойное место среди других государств в мире. Это нормально.
      Но вот в этой деятельности мы иногда забываем слова апостола Павла: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14) Так же, как и забываем слова Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).
     Мы смещаем акценты на «здесь», отодвигая взыскание Царства Божия в сторону, и поэтому происходит странная путаница. Если бы этого не было, то, наверное, не было бы искушений оправдывать то, что оправдать невозможно. И думать о том, что какие-то достижения, пусть даже значимые, которые были получены нашим народом в годы правления коммунистической партии: и Великая Победа, и успехи в науке и технике, в частности, в космонавтике, могут оправдать тот строй. Не могут они ничего оправдать.
     Ведь когда мы восхищаемся произведением искусства Древнего Рима, нам не приходит в голову оправдывать рабовладельческий строй и говорить: «Как бы хорошо было бы этот строй восстановить». А ведь адепты позиции, которая оправдывает руководителей нашего государства в ХХ веке, в частности Сталина, указывают, что это идеал, к которому мы должны стремиться.
     Говорят, что великая заслуга Сталина – возрождение Церкви, восстановление во время войны Патриархии. Но мы же понимаем, что никакого возрождения не было, а решались конкретные тактические задачи. Восстанавливая Патриархию, Сталин продолжал держать очень многих верных чад Русской Православной Церкви в тюрьмах. И это продолжалось вплоть до самой его смерти.
     Сталину во время войны понадобилась поддержка Церкви. Ему нужна была поддержка народа, который, как показала перепись 1937 года, несмотря на проводимую атеистическую пропаганду, остался верующим. Немцы же на оккупированных территориях массово открывали храмы, и Сталину нужно было что-то поставить в противовес, показать, что, в общем-то, мы не хуже.
     А если говорить о дальнейшей его политике, в частности о совещании глав Православных Церквей, которое было проведено в Москве в последние годы его правления, то была идея: через православие иметь влияние на страны юго-востока Европы: Грецию, Болгарию, на Ближний Восток и даже Турцию. Когда он понял, что это по разным причинам не получается, у него интерес пропал…
     Он действовал точно таким же образом, как действовали римские императоры, которые то усиливали гонения, то вроде бы давали какую-то передышку Церкви, иногда даже позволяли строить храмы.
     Мы, христиане, должны понимать, что главное событие ХХ века – это борьба нашей Церкви за верность Христу. Это была славная, героическая эпоха новомучеников. Слава Богу, что наша Церковь с достоинством прошла через эти испытания. И мы, чтобы не повторять сделанных ошибок, должны смотреть на все произошедшее с нами в том непростом веке через призму подвига новомучеников"
                                                                                                            Протоиерей Кирилл Каледа