Меню

суббота, 30 января 2016 г.

XXIV Международные Рождественские образовательные чтения: "Традиция и новации: культура, общество, личность"


    С 25 по 27 января в Москве проходили XXIV Международные Рождественские образовательные чтения под общей темой "Традиция и новации: культура, общество, личность". Члены нашей Комиссии по канонизации святых посетили заседание секции по направлению: "Жизнь Церкви и святоотеческое наследие".
     Важной темой собеседования была тема инновационных компьютерных технологий, проблема разделения людей и ухода в виртуальный мир, когда компьютер и телевизор становятся для человека кумиром и отдаляют его от Бога и людей.     Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий подчеркнул необходимость обмена опытом регионов нашей страны для осознания силы и духовного потенциала православия, необходимости укоренения в молодом поколении основ духовно-нравственной культуры народов России. Этот предмет надо вводить в обучение в школах в 5-9 классы. А наша конкретная задача: донести сведения и молитвенную память о жизни и подвигах новомучеников, отстаивавших веру православную даже до смерти.
    Епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых на вступительном слове заседания секции "Осмысление подвига святых XX-го века в контексте "Стратегии развития воспитания до 2025 года" сообщил о вступлении в должность секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых ректора Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессора протоиерея Владимира Воробьева. Протоиерей Владимир сделал обзор деятельности комиссии. За границей Русскую Православную Церковь в первые годы существования советского государства называли "церковью молчания", и вдруг Церковь заговорила. Началась деятельность по прославлению святых со святого Николая Японского и до блаженной Матроны Московской. Что касается Собора Новомучеников Российских XX-го века, то он в настоящее время включает 1773 имени. Протоиерей Владимир подчеркнул, что инициатива канонизации должна исходить из Священного Синода или от правящего архиерея. Основанием канонизации святых является сила их подвига, а не их народное почитание. Но бывает, что народ своим почитанием канонизирует святого, как это было со святой благоверной княгиней Анной Кашинской. Ошибки возможны, но со временем они могут быть исправлены.
    Игумен Дамаскин (Орловский) сделал доклад об истории возникновения Соборов святых и проблемах их формирования. Он сказал, что в истории русского церковного народа представление о святости стало меняться в XX веке. Вводя в Собор почитаемых святых новое имя, выносили в основном свое впечатление из чтения жизнеописаний подвижников из журналов или литературных изданий. Так появились Соборы Вологодские, Новгородские, Волынские, но официально не был установлен ни один из них. В XIX веке такого явления, как Собор епархиальных святых не существовало. Часто в списки попадали неканонизованные святые.
    О современных технологиях в области судебно-медицинской экспертизы рассказал доктор медицинских наук Виктор Николаевич Звягин на примере изучении мощей преподобного Иосифа Волоцкого. В этом году исполняется 500 лет со дня его прославления. Останки преподобного пролежали в земле около 5 столетий. Сохранились житийные описания преподобного, составленные его племянником: Иосиф был роста среднего, лицом благообразен, подобно древнему Иосифу, борода была у него округлая и длины умеренной. При восстановлении облика святого по его мощам, данные житий совпали с научными исследованиями, расхождения нашлись только по частным признакам: одна бровь изогнута, глаза немного разные. Рентгенограмма черепа указала, что преподобный Иосиф страдал раковой опухолью в голове, хордомой, которая приносила ему в последние годы жизни тяжкие боли.
    Следующий доклад был посвящен архиепископу Серафиму (Соболеву), его пастырскому служению в Болгарии. Подготовлен доклад к 150-летию со дня рождения архиепископа доктором исторических наук кандидатом богословия Кострюковым Андреем Александровичем. Владыка Серафим был смиреннейшим архиереем. Когда при назначении он прибыл в Софию, его никто не встретил, тогда он сам обошел всех клириков на дому, чтобы познакомиться, примириться и начать служение. Возглавляя кафедру, имея множество дел, он сам ухаживал за своим больным братом, иеромонахом. Одна монахиня как-то сказала: "Если Господь такой же добрый, как владыка Серафим, мне не страшно умереть". Владыка говорил: "В брате нужно видеть ангела". Молитва была важнейшим элементом в его служении. После преставления Владыки были чудеса исцеления раковой больной 4-й степени болезни по его молитвам.
    Интересен рассказ монахини Евстафии (Морозовой) о слугах царственных страстотерпцев Романовых, расстрелянных вместе с семьей: докторе Евгении Боткине, князе Долгорукове, гофмаршале императорского двора и других. О каждом можно составить отдельное поучительное повествование.
    Протоиерей Олег Митров прочитал доклад о новейших исследованиях и поисках останков мощей царской семьи в Екатеринбурге. В Ганиной яме не были сожжены все останки расстрелянных, они были закопаны недалеко, и как знак захоронения был оставлен деревянный настил - мостик. По этому признаку и велись несколько раз раскопки. Было найдены останки семерых человек: черепа, кости, предметы одежды отца, матери и троих старших дочерей семьи Романовых. Позднее найдены останки младших -царевны Марии и царевича Алексея Романовых. Исследования продолжаются. Опровергнута версия ритуального убийства. Ведутся поиски новых доказательств.
    По задаче осмысления подвига святых новомучеников 20-го века поучительна работа регионального общественного фонда Курской епархии "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви". Подвиги новомучеников могут оказать решающее значение в становлении национального самосознания нашего народа, быть цивилизационным явлением для России. Зинаида Дмитриевна Ильина рассказала, как обучают в Курской епархии детей осмыслению подвигов отцов. Ими издано методическое пособие и буклеты как наглядный материал для 7 уроков, какие можно давать в школах. Дети и взрослые находятся на одном уровне познания подвигов новомучеников, в этом трудность донесения истины до каждого. Конкретные люди должны конкретно сохранять память своих святых. Если не мы, то кто это будет делать. В Курске на таких семинарах предлагается студентам и школьникам предпринять поиск пострадавших среди близких людей и соседей, самим составить жизнеописание, историю родного места. На уроках преподаватели-поисковики показывают икону Собора новомучеников и исповедников Российских, объясняют каждое клеймо, незнакомые детям слова.
    Кандидат философских наук Курского Института развития образования Ольга Николаевна Дьяченко рассказала об обучении педагогов по вопросам истории Русской Православной Церкви. Кроме курсов существуют семинары для педагогов. Священномученик Дамиан - наиболее почитаемый в Курской епархии. Ежегодно проходят Дамиановские чтения, посвященные святым и их подвигам. Проводятся открытые уроки, посвященные новомученикам, конкурсы исследовательских работ учащихся по житиям новомучеников и исповедников, конкурсы в области педагогики и воспитания.
    Иерей Сергий Копырев из храма "Всех скорбящих радость" с. Муравлево Курской области представил изданное жизнеописание монахини Мисаилы (Зориной). Ее жизнь в любви к Богу и людям, наполненная чудом общения со святыми, является примером и поддержкой тысячам верующих. Сегодня поток паломников к ее могиле увеличивается с каждым днем. О ее жизни режиссер Екатерина Худякова создала фильм "Старица".
    Монахиня Иустина не один год проводит уроки с детьми. Она рассказывает им, кто такие новомученики, рассказывает историю страны того времени, что такое 58 статья и какую роль она сыграла в жизни конкретных людей.
    Елена Григорьевна Понашова, представитель Синодального Отдела профессионального образования и катехизации, в своем докладе сообщила, что ведется работа по включению в учебники по истории России темы о новомучениках и исповедниках.
    28 января состоялась не менее значительная встреча на практическом семинаре "Опыт организации музеев в местах почитания новомучеников". В музейно-мемориальный комплекс Бутово съехались представители разных епархий: Иваново-Вознесенской, Московской, Пермской, Омской, Ульяновской, Челябинской, Вятской. Участники поделились своими знаниями и опытом ознакомления людей с подвигами пострадавших священнослужителей и мирян за веру и отечество. Особенно запомнился рассказ о недавно прошедшей передвижной выставке по России "Неперемолотые", на которой были представлены примеры стояния в вере Христовой в период государственного атеизма в нашей стране, вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Верующие люди Москвы организовали культурно-просветительский центр "Преображение", который и занимается непосредственно выставками и созданием музеев, посвященных истории Церкви XX- го века. Передвижная выставка "Неперемолотые" и выставка, рассказывающая об изъятиях церковных ценностей во время гонений на Церковь, идут по городам России. Люди приносят вещи, связанные с репрессированными священно-церковнослужителями тех лет, выставляют их на обозрение, пополняя таким образом фонд экспонатов.
Обувь из расстрельных рвов Бутово
    После Божественной литургии в Бутово протоиерей Кирилл Каледа подробно рассказал собравшимся об истории бывшего полигона и расстрельного места. На территории в 7 гектаров расстреляли более 20 тысяч человек, из них - тысяча пострадавших за веру, из этой тысячи - 332 человека причислены к лику святых. К деревянному храму примыкает ров, в котором лежат расстрелянные, так что можно сказать, что храм в Бутово построен на крови мучеников. В храме есть икона трех святителей, порубленная когда-то топором и впоследствии источающая миро. Каменный храм на Бутовском полигоне расписан образами новомучеников и сюжетами из их жизни и мученического подвига. В витринах под стеклом лежит обувь расстрелянных и другие вещи расстрелянных.
    Игорь Владимирович Гарьковский, сопредседатель и один из основных организаторов музея рассказал историю создания на Соловках деревянного поклонного креста и перевозки его водным путем от Белого моря до Москвы. Это было воистину паломническое шествие, закончившееся обнесением креста вокруг Москвы.
    Благодатный покров над Бутовым чувствуется по людям, которые здесь молятся и трудятся. Надеемся, что мы еще приедем сюда не раз под покров новых российских святых.

                                                            Монахиня Афанасия (Васильева)