Меню

четверг, 10 сентября 2020 г.

Критерии канонизации святых новомучеников и исповедников, утвержденные Синодальной комиссией по канонизации РПЦ

     В октябре 2011г. Священным Синодом Русской Правосл. Церкви были утверждены рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых. Рекомендации составлены с учетом принятых государственных законов 2006 и 2007 года «О персональных данных".
      После вступления в силу этих законов доступ исследователей к судебно-следственным делам советского периода был закрыт. Тщательная проверка материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах по судебно-следственным делам стала в принципе невозможна. И основная причина, по которой на сегодняшний день невозможна канонизация того или иного человека в качестве новомученика, - это недостаток о нем сведений.

     Собирая материалы, касающиеся канонизации священнослужителей и мирян для предоставления в Синодальную комиссию, нет возможности выяснить:

— лжесвидетельствовал ли человек против себя или других;
— находился ли он в расколе по отношению к Правосл. Церкви;
— было ли отречение от Церкви, от сана или от Христа;
— существуют ли препятствия нравственного характера;
— привлекался ли человек в качестве свидетеля в делах против других лиц;
— было ли сотрудничество со следствием и с органами НКВД. 

     Все это можно выяснить, только имея на руках следственное дело. В свое время епархиальная комиссия по канонизации святых работала над документами, предоставленными родственниками расстрелянного священника, на предмет его канонизации. При изучении следственного дела стало очевидно, что священник сотрудничал со следствием, признавая свою вину и называя имена других священнослужителей. Кроме этого, под каждым листом обвинения против себя и других поставлена его подпись, что говорит о согласии с обвинением. Все это является неопровержимым аргументом против канонизации.

      Есть другой пример: в течение нескольких лет родственниками и комиссией собирались материалы по репрессированному и расстрелянному в 1941 г. протоиерею Александру Богословскому. По своим нравственным качествам, по воспоминаниям родственников и прихожан, по имеющимся следственным делам он достоин прославления в лике новомучеников, но в документах отсутствует архивно-следственное дело по предыдущей судимости 1922 года, и это стало препятствием для канонизации.

      Кроме архивно-следственных дел в Синодальную комиссию по канонизации святых необходимо предоставить документы, подтверждающие основные этапы жизни человека: получение духовного образования, для священнослужителей и монашествующих – время и имя совершителя рукоположения в священный сан или пострига, участие в деятельности каких-либо церковных обществ, братств, послужные списки, публикации и другие исторические свидетельства, чтобы полностью раскрыть все периоды жизни человека. Но это часто представляется невозможным из-за отсутствия свидетельств современников и воспоминаний родственников, из-за скудных и неполных фондов архивов.

      Существует много споров вокруг установленных сегодня правил канонизации новомучеников. Многие считают, что очень много следственных дел было фальсифицировано советскими репрессивными органами, и в этом случае могут ли эти документы являться определяющими при прославлении новомучеников. Однако, примерно через 20 лет, когда окончится прописанный законодательством 75-тилетний срок после кончины человека и его архивно-следственные дела будут открыты, то может выясниться, что он отрекся от Христа или оговорил своего собрата и самого себя. Таким образом может быть нанесен непоправимый вред Церкви.

     Поэтому критерии канонизации, которые действуют сейчас, хотя и являются жесткими и действуют по принципу презумпции виновности, когда любое сомнение толкуется в пользу того, чтобы отказать человеку в канонизации, но эти правила – итог Соборного решения священноначалия и мы должны их исполнять.

                                                               Монахиня Анастасия (Христенко)