О священнике, настоятеле Никольской церкви в с. Крутцы Широкогорове Евгении Васильевиче, вспоминаем сегодня в связи с трагическими событиями 100-летней давности в г. Шуе. Тогда, 15 марта 1922 г., в городе были расстреляны прихожане Воскресенского собора, защищавшие храм от поругания большевиков в связи с изъятием церковных ценностей.
В это время в Никольской церкви с. Крутцы Вязниковского уезда (позже Палехского района) Ивановской промышленной области начинал свое служение священник Широкогоров Евгений Васильевич, который пострадал во время массовых репрессий в 30-е годы XX века. Он родился 11 сентября 1871 г. в с. Кожино Гороховецкого уезда Владимирской губернии в семье диакона Казанско-Ильинской церкви этого села. Окончил 4-х классное духовное училище и семинарию во Владимире. В 1889 г. его рукоположили в диакона, в 1892 г. – во иерея. Старшие дочери о. Евгения окончили женское епархиальное училище во Владимире, одна из дочерей позже стала монахиней.
До службы в Крутцах о. Евгений, предположительно, служил в селах Сергеево и Афанасьево Шуйского уезда. С 1921 г. о. Евгений стал служить в с. Крутцы. Церковь в Крутцах была деревянная с тремя престолами: кроме основного в честь свт. Николая, были приделы в честь иконы Б.М. «Всех скорбящих радость» и св. кн. Александра Невского. При Никольском храме имелась церковно-приходская школа, после ее закрытия в 1918 г. о. Евгений тайно преподавал детям Закон Божий по договоренности с родителями. Помогала о. Евгению и была председателем церковного совета Евдокия Мельникова.
После смерти в 1927 г. блаженной старицы Марфы Лаврентьевны она вернулась на родину в Крутцы и до своего ареста отстаивала храм от закрытия и разорения. Евдокия была осуждена по ст. 58/10 и пробыла в заключении 8 лет.По вопросам церковной службы о. Евгений общался со священниками из Шуйских и Палехских приходов, которые не признавали обновленчество. Неоднократно власти и обновленцы предлагали о. Евгению переходить в «красные попы» и проводить «красные крестины», но он отказывался. В своих проповедях он говорил: «Когда доходит человек до последней степени закоснения во грехах, приходит во глубину зол, тогда все святое, божественное становится ему враждебным и ненавистным. Он не только не любит света благодати, а свет отвращается от него. Всеми силами ума своего и злобою сердца он укрепляется против проповедников Христова учения, против людей праведных и благочестивых, живущих в страхе Божием. Не дай Бог никому из сынов Церкви Православной дойти до такого безумия и ослепления». «Ищите правду в Христовом вероучении, а у Советской власти правды не найдешь». Когда в 1930 г. стало известно, что на днях придут его раскулачивать, о. Евгений не стал скрываться, он положился на волю Божию и спокойно ждал своей участи. Власти конфисковали все имущество семьи священника. Предпринимались попытки изъять в храме богослужебные книги, церковное имущество и утварь. Но прихожане с о. Евгением отстояли в то время церковь от разграбления.
В 1937 г. в Ивановской области начались массовые аресты священнослужителей. 31 августа 1937 г., несмотря на преклонный возраст, о. Евгений после обыска был арестован Палехским НКВД. За селом его привязали веревкой к бричке, заставляя бежать, а потом потащили волоком. О. Евгения обвинили в том, что он «занимался чтением в церкви к-р проповедей и преподавал детям в церкви уроки «Закона Божьего» <…> Систематически проводил к-р пропаганду среди колхозников, одобрял действия троцкистов-террористов, пропагандировал против Конституции СССР, высказывал сожаление о расстреле врагов народа, вел повстанческую к-р агитацию». В обвинительном заключении следственного дела, по которому проходил о. Евгений Широкогоров, есть запись следователя и подпись самого священника, что он признал себя виновным. Тройкой УНКВД по Ивановской области от 27 сентября 1937 г. о. Евгений был приговорен к расстрелу. Расстрелян 1 октября того же года и погребен в безвестной могиле. О судьбе о. Евгения ничего не было известно до 31.01.1996 года – о том, что он был расстрелян через месяц после ареста, стало известно из справки о реабилитации. (Архив УФСБ РФ по Ивановской области. Дело № 7295-П.).
В августе-сентябре 1937 г. в Шуйском районе были арестованы почти все священники, диаконы, церковные старосты и ревностные миряне. Власть не могла простить, что бывший Шуйский уезд в 1922 г. воспротивился разграблению храмов и монастырей, что народ и духовенство открыто выступили против произвола властей, что не испугались репрессий и не отступили от Бога. Участь многих была одинакова. В Шуйской тюрьме их запугивали, били, пытали, требуя признательных показаний в антисоветской деятельности. Расстрельные команды НКВД измывались над священниками. По воспоминаниям очевидцев, их ставили в один ряд и обещали тем, кто отречется от Бога, помилование. Спрашивали: «Отрекаешься или нет?» Один отвечал: «Не отрекаюсь!» Ему стреляли в лоб и говорили: «Этот в рай». Другой говорил: «Отрекаюсь!» Его расстреливали и говорили: «Этот в ад».
Вместе с о. Евгением была арестована и сослана в лагерь староста церкви Евдокия Мельникова. После их ареста церковь закрыли, снесли колокольню и дом священника. Иконы из храма разбили, всю утварь увезли на подводах – сохранилось лишь то, что успели раздать по домам прихожан до ареста. Между церковью и бывшим домом священника, по кладбищу, по могилам, была проложена дорога. Храм осквернили, сделали из него магазин. В настоящее время от Никольской церкви остался один фундамент…
У о. Евгения был брат Николай, который служил священником в Шуе в 20-е годы XX века. Когда весной 1922 г. в Шуе начались массовые репрессии духовенства и мирян в связи с изъятием церковных ценностей, и 15 марта были расстреляны прихожане Воскресенского собора Авксентий Калашников, Николай Малков, Сергей Мефодиев и девица Анастасия Шилова, то о. Николай Широкогоров по просьбе прихожан отслужил на паперти собора молебны Смоленской иконе Б.М., Николаю Чудотворцу и Иоанну Воину. Распоряжением ВЦИК в г. Шуе стали производить массовые расстрелы, но официально обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей было предъявлено 4-м священникам и 19-ти мирянам.
В 1991 г. Воскресенский собор г. Шуи был передан Церкви, и в его подвале обнаружили останки расстрелянного большевиками духовенства. Скелеты были сложены штабелями, замурованы и, таким образом, надолго сокрыты от мира. На запрос родственников в 2004 г. о судьбе о. Николая Широкогорова УФСБ по Ивановской области была дана справка об отсутствии о нем сведений.
Библиография
1. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2. Игумен Дамаскин (Орловский). 2001 год.
2. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1998 гг. А. Федотов. 1999 г.
3. Звенья. Исторический альманах общества «Мемориал». Выпуск I. 1991 г.
4. Боль и память. Книга Памяти жертв политических репрессий Владимирской области. Т. 1. 2001 г.
5. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1,2. 1893 г., 1896 г.
6. Частные архивные фото и аудио документы. Воспоминания родственников о. Евгения Широкогорова.