понедельник, 18 марта 2013 г.

К вопросу изъятия церковных ценностей: мотивы и предпосылки

    Советский период, особенно его первые два десятилетия, вошел в тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви как время самых жестоких гонений. Советская власть объясняла репрессии в отношении служителей Церкви их причастностью к контрреволюции, однако главная причина гонений была другой. Она заключалась в самой богоборческой природе большевизма.

   После отречения Государя Николая II от престола в 1917 году, к власти, в результате Февральской революции пришло Временное правительство, состоящее из людей, далеких от Церкви. Свою задачу они видели в скорейшем преобразовании России по западным образцам, что на практике означало стремительную секуляризацию государства и общества. Системы церковно-приходских школ из ведения Святейшего Синода была передана в ведение министерства народного просвещения.
      Важнейшим событием церковной жизни периода Временного правительства стал созыв Поместного Собора Православной Российской Церкви, который начал свою работу в августе 1917г. в Москве. Это был первый Собор Русской Церкви с конца XVII века. Перед ним стояла задача разрешить многочисленные накопившиеся вопросы церковной жизни и дать ответы на современные ему вызовы. На Соборе были представлены лучшие интеллектуальные и духовные силы Церкви. Более пятидесяти его участников (примерно каждый десятый) ныне причислены к лику святых. Собор сплотил и мобилизовал Русскую Церковь перед началом гонений, им было выработано такое церковное устройство, а главное – явлен такой духовный настрой, которые позволили Церкви выстоять в годы гонений. В избрании членов Собора через приходские собрания приняло участие практически все православное население страны. В силу этого, после разгона большевиками Учредительного собрания Поместный Собор оставался единственным в стране легитимным органом народного представительства. Приход к власти большевиков в октябре 1917г. стал отправной точкой в долгом пути Русской Церкви на ее Голгофу вместе со всем русским народом.
      Большевики, однако, не решились сразу же пресечь деятельность Поместного Собора. Главным и судьбоносным деянием Собора стало восстановление патриаршества в России и избрание Патриархом Московским и всея Руси свт. Тихона (Беллавина). Именно Святейший Патриарх Тихон дал нелицеприятную, но совершенно точную оценку духовного состояния народа в годы революции: «Грех, тяготеющий над нами – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений».
    Принятым 26 октября 1917г., во второй день советской власти, «Декретом о земле» все церковные земли со всем, что на них находилось, одним росчерком пера были у Церкви изъяты. Кульминацией антицерковного законодательства большевиков стал декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918г. Этим декретом у Церкви не только отнималось право владеть собственностью, она вообще лишалась прав юридического лица. В программе РКП(б), принятой в марте 1919г., прямо говорилось о цели большевиков в «полном отмирании религиозных предрассудков». Слова не расходились с делом: в первые годы советской власти были ликвидированы духовные школы, началось наступление на монастыри
     Наряду с законодательными мерами в своей антицерковной политике большевики не менее активно использовали массовый террор. Уже 31октября (ст.ст.) 1917г. в Царском Селе красногвардейцами был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров – первый новомученик Русской Церкви. Вслед за этим число жертв среди духовенства, монашествующих и активных мирян стало исчисляться вначале сотнями, а к концу гражданской войны – уже тысячами. В день взятия большевиками Киева – 25 января (ст.ст.) 1918г. был злодейски убит старейший иерарх Русской Православной Церкви митрополит киевский Владимир (Богоявленский).
        Россия не знала еще подобной жестокости к своим священнослужителям: их топили в нечистотах, кололи штыками, вешали, четвертовали, распинали на Царских вратах. Всего за 1918-1922гг. одних только православных архиереев было казнено более двадцати – примерно каждый шестой. В отдельных уездах (например, в оказавшейся прифронтовой в 1918-1919гг. Пермской губернии) в ходе «красного террора» были истреблены почти все священники и монахи. Безжалостной расправе подверглась Царская семья. Первым из видных общественных деятелей, кто безбоязненно осудил екатеринбургское злодеяние, был Патриарх Тихон.
    Победив к началу 1920-х годов своих вооруженных противников, большевики решили сосредоточиться на окончательном разгроме Церкви. Поводом для развертывания нового акта гражданской войны стала кампания изъятия церковных ценностей. Ценности изымались якобы для борьбы с голодом, но уже тогда в это не верили, а ныне рассекреченные документы ясно свидетельствуют, что судьба голодающих мало волновала большевистских вождей. Власти был нужен повод для репрессий, поэтому кампании изъятия был придан откровенно грабительский и святотатственный характер, что не могло не привести к эксцессам.
       Кампания по изъятию церковных ценностей планировалась как настоящая военная операция. 23 февраля 1922г. был принят декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Секретную комиссию по изъятию «всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней…» возглавил Л.Троцкий. В функции комиссии входило не только изъятие музейных и церковных ценностей, но и тайная продажа их за границей.
     6 марта 1922г. комиссией по изъятию церковных ценностей г.Шуи под председательством А.Вицина была произведена опечатка наиболее богатых ризниц городских храмов. Сначала были изъяты ценности из 3-х наиболее бедных храмов города. 13 марта комиссия явилась в Воскресенский собор г.Шуи, чтобы произвести опись ценностей, но побоялась народа и перенесла «мероприятие» на 15 марта, среду. Было время Великого поста. На соборной площади с утра стал собираться народ, который вначале разгоняли нагайками. Видя, что люди не расходятся, пришло подкрепление из красноармейцев. Солдаты, рассыпавшись цепью, двинулись на народ. В это время мальчишки-школьники проникли на колокольню и зазвонили во все колокола. Красноармейцы открыли стрельбу сначала поверх голов, а потом по людям. Первым был убит прихожанин храма Николай Малков, второй – девица Анастасия. Были убиты также Авксентий Калашников и Сергий Мефодиев (все четверо причислены к лику новомучеников). Было много раненных и увечных.
      18 марта из Иваново-Вознесенска в Москву пришла подробная шифротелеграмма от секретаря губкома И.Короткова о событиях, происшедших в Шуе. Ленин, уже будучи совсем больным, но испытывая патологическую ненависть в отношении к Церкви, 19 марта 1922г. написал в секретном письме членам Политбюро: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Показательно, что о спасении голодающих в ленинском письме не было ни слова.
     21 марта комиссия ВЦИК прибыла в Шую, чтобы провести учебно-показательное изъятие церковных ценностей из Воскресенского собора. Была вызвана сводная рота 146-го полка, пулеметная команда, конные милиционеры для оцепления площади вокруг собора. Изъятие проводилось грубо и жестоко: расковывалось и срубалось серебро с престолов, с икон сдирались серебряные ризы и драгоценные камни.
      В эти дни, воспользовавшись шуйскими событиями, Политбюро приняло постановление об аресте Священного Синода и Патриарха Тихона и расстреле Шуйских священников и мирян, виновных в сопротивлении изъятию ценностей. Обвинение было предъявлено четырем священнослужителям и нескольким мирянам. Дело разбиралось выездной сессией Верховного Революционного трибунала, подследственные были приговорены в различным срокам тюремного заключения. Священники о.Иоанн Рождественский и о.Павел Светозаров и мирянин Петр Языков 10 мая 1922 г. были расстреляны. В 2000г. Юбилейным Собором РПЦ они причислены к лику святых.

     P.S. Изъятые церковные ценности лидеры большевиков продавали на Западе за бесценок, используя для этого свои частные, - в том числе родственные, - каналы. Одним из таких каналов была поставка русского серебра через скандинавские страны в США. В Скандинавии шедевры русского церковного искусства переплавлялись в слитки, которые уже со скандинавскими клеймами поступали в Америку. США официально не признавали Советскую власть, однако с удовольствием пользовались с ее помощью русскими национальными богатствами.

Литература:
1. Е.С.Ставровский. Святые земли Шуйской. Иваново, 2007 
2. ПСТГУ. Русская Церковь и Советская власть. История в документах и артефактах. М. 2012