24 мая 2019 года мы отмечаем память святых братьев-монахов Кирилла и Мефодия, создателей и распространителей славянской письменности. 17 мая сотрудники комиссии по канонизации святых Иваново-Вознесенской епархии монахини Ювеналия (Морозова) и Афанасия (Васильева) посетили Детскую библиотеку в г. Пучеж по приглашению ее заведующей Галины Сергеевны Кирсановой. На встрече присутствовали ученики 10 класса Пучежского лицея и дети из клуба «Неугомон», обучающиеся в 4 и 5 классах Специальной Коррекционной школы-интерната города Пучежа. Темой встречи был рассказ о святых Кирилле и Мефодии. Значение этих святых братьев-монахов трудно переоценить. Создав стройную систему письма и переведя с греческого языка основные книги для становления православного государства: Библию, Евангелие, Богослужебные тексты, а также Номоканон – сборник постановлений церковных соборов и византийских гражданских законов, определявших положение Церкви и государства, - они вывели славянский мир на уровень великих народов.
Их почитают равноапостольными, и потрудились они наравне с великими проповедниками христианства. Родились братья в греческом городе Солуни или Фесалониках в семье крупного военачальника. Отец их был в высшем воинском чине, болгарином или македонским славянином, мать – гречанкой. В Солуни в то время начала 9 века население состояло из смешанных греческих и славянских племен. Михаил был старшим братом, Константин - младше его на 7-10 лет. Михаил стал также как и отец, военачальником, архонтом в Восточной Македонии. Однажды он отказался подавить восстание славянских жителей, оставил должность и удалился в монастырь на гору Олимп Вифинский. В 9 веке это был один из главных центров монашества. Там он принял монашеский постриг с именем Мефодий, а позднее стал настоятелем монастыря.
Его младший брат Константин с молодости полюбил премудрость Божию. Еще в юности, когда пришла пора ему жениться, он увидел сон – девушку Богом данной красоты, драгоценными каменьями и золотом увенчанную, сияющую, как солнце. Имя её было София – премудрость Божия.
Старший брат отличался благочестием, младший – прилежанием в учении. Обучался Константин при дворе константинопольской императрицы Феодоры вместе с её сыном, малолетним императором Михаилом. Юноша изучил грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Его наставник Фотий, будущий патриарх, сравнивал умение Константина складывать песнопения с царем Давидом-псалмопевцем. Закончив обучение, Константин поступил на скромную должность патриаршего библиотекаря в Константинополе, но его тяга к уединению заставила удалиться с этого места, он скрылся на полгода в отдаленном монастыре. По возвращении из него он согласился на должность преподавателя философии и проявил себя как искусный диалектик. Не случайно стали его называть Константином Философом. Он знал древнегреческий и латинский языки, а также древнееврейский и его арамейский диалект, на котором говорил Христос. Император Михаил и Патриарх Фотий стали посылать молодого ученого к соседним народам с проповедью православия.
В середине 9 веке в центре Европы уже существовали славянские государства, принявшие христианство. Самым крупным была Моравия на среднем Дунае. В него входили земли Венгрии, Словакии, Чехии, частично Польши и Силезии. Моравский князь Ростислав направил послов в Константинополь с просьбой прислать учителей для наставления славян в принятой ими православной вере. Император Михаил и патриарх Фотий послали к нему Константина и Мефодия. Летом 863 года после изнурительного путешествия братья прибыли в столицу Моравии Велеград. С помощью князя Ростислава братья избрали себе учеников и усердно обучали их родной азбуке и церковным службам на славянском языке. Однако вскоре им пришлось принять ожесточенное сопротивление немецкого католического духовенства. Константина и Мефодия обвинили в том, что они нарушают Богом данные церковные законы, т.к. в то время только на трех языках разрешалось вести богослужение: на еврейском (арамейском), греческом и латыни.
Постепенно моравы привыкли слышать родной язык, и церкви, где служба велась на латинском, пустели. Немецко-католическое духовенство Зальцбурга теряло свое влияние и доходы. Братья были приглашены римским папой Адрианом II в Рим, куда они привезли мощи святого Климента. Там они были встречены со всеобщим ликованием и крестным ходом, и сам папа вышел за город встретить привезённые мощи. В Риме были освящены славянские книги, положены в храме святого апостола Петра на алтарь и была проведена Божественная служба на славянском языке.
В Риме Константин заболел. В начале 869 года он принял монашество с именем Кирилл и скончался 14 февраля. Святой Мефодий не покинул своего апостольского служения. Он вернулся в Моравию архиепископом Моравским и Паннонским. Там распространял свет Христов, рукополагал новых священников, проповедовал, переводил. Немецкое духовенство жестоко боролось за свое влияние на славян. Два с половиной года просидел Мефодий в темнице в Швабии, пока римский папа Иоанн VIII, сменивший умершего Адриана II, не приказал запретить петь мессы во всех католических церквях, пока не выпустят из темницы архиепископа Мефодия. Папа Иоанн разрешил богослужение в церквах Моравии на славянском языке. 19 апреля 885 года Мефодий скончался и был похоронен в Велеграде.
Дело Кирилла и Мефодия продолжили ученики, которые также много потерпели от немецких епископов. Два его ученика Константин Переславский и Григорий пресвитер Мних стали знаменитыми духовными писателями. Климент Охридский основал монастырь на юге Охридского озера. Он обучил славянскому языку более трех с половиной тысяч человек.
От преследования немецких католических священников ученики разошлись в разные страны. Климент, Наум и Ангеларий ушли к болгарскому князю Борису. Основным центром славянской культуры становится Болгария. Из Болгарии проповедники православия пришли на Русь. В Новгороде и Киеве стали учиться славянской грамоте со времен князя Владимира.
В славянском языке существовало две азбуки: кириллица и глаголица. Они совпадали по звукам, но различались в написании букв. Кириллица образована от греческого уставного письма. Глаголица больше похожа на древние «черты и резы», которые употреблялись в дохристианские времена. Сейчас на кириллице пишут шесть славянских народов: русские, белорусы, украинцы, болгары, македонцы, сербы с черногорцами. Русским алфавитом пользуются народы севера, входящие в состав России.
Святой Иоанн, архиепископ Шанхайский, писал что святые Кирилл и Мефодий даровали грамоту невежественным и полудиким славянам. Прежние полуразбойничьи племена превратились в великие государства. Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспеяние славян во всех областях жизни. Всюду, где у славян сияет свет и творится добро, мы видим следы трудов святых Кирилла и Мефодия.
Их почитают равноапостольными, и потрудились они наравне с великими проповедниками христианства. Родились братья в греческом городе Солуни или Фесалониках в семье крупного военачальника. Отец их был в высшем воинском чине, болгарином или македонским славянином, мать – гречанкой. В Солуни в то время начала 9 века население состояло из смешанных греческих и славянских племен. Михаил был старшим братом, Константин - младше его на 7-10 лет. Михаил стал также как и отец, военачальником, архонтом в Восточной Македонии. Однажды он отказался подавить восстание славянских жителей, оставил должность и удалился в монастырь на гору Олимп Вифинский. В 9 веке это был один из главных центров монашества. Там он принял монашеский постриг с именем Мефодий, а позднее стал настоятелем монастыря.
Его младший брат Константин с молодости полюбил премудрость Божию. Еще в юности, когда пришла пора ему жениться, он увидел сон – девушку Богом данной красоты, драгоценными каменьями и золотом увенчанную, сияющую, как солнце. Имя её было София – премудрость Божия.
Старший брат отличался благочестием, младший – прилежанием в учении. Обучался Константин при дворе константинопольской императрицы Феодоры вместе с её сыном, малолетним императором Михаилом. Юноша изучил грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Его наставник Фотий, будущий патриарх, сравнивал умение Константина складывать песнопения с царем Давидом-псалмопевцем. Закончив обучение, Константин поступил на скромную должность патриаршего библиотекаря в Константинополе, но его тяга к уединению заставила удалиться с этого места, он скрылся на полгода в отдаленном монастыре. По возвращении из него он согласился на должность преподавателя философии и проявил себя как искусный диалектик. Не случайно стали его называть Константином Философом. Он знал древнегреческий и латинский языки, а также древнееврейский и его арамейский диалект, на котором говорил Христос. Император Михаил и Патриарх Фотий стали посылать молодого ученого к соседним народам с проповедью православия.
В середине 9 веке в центре Европы уже существовали славянские государства, принявшие христианство. Самым крупным была Моравия на среднем Дунае. В него входили земли Венгрии, Словакии, Чехии, частично Польши и Силезии. Моравский князь Ростислав направил послов в Константинополь с просьбой прислать учителей для наставления славян в принятой ими православной вере. Император Михаил и патриарх Фотий послали к нему Константина и Мефодия. Летом 863 года после изнурительного путешествия братья прибыли в столицу Моравии Велеград. С помощью князя Ростислава братья избрали себе учеников и усердно обучали их родной азбуке и церковным службам на славянском языке. Однако вскоре им пришлось принять ожесточенное сопротивление немецкого католического духовенства. Константина и Мефодия обвинили в том, что они нарушают Богом данные церковные законы, т.к. в то время только на трех языках разрешалось вести богослужение: на еврейском (арамейском), греческом и латыни.
Постепенно моравы привыкли слышать родной язык, и церкви, где служба велась на латинском, пустели. Немецко-католическое духовенство Зальцбурга теряло свое влияние и доходы. Братья были приглашены римским папой Адрианом II в Рим, куда они привезли мощи святого Климента. Там они были встречены со всеобщим ликованием и крестным ходом, и сам папа вышел за город встретить привезённые мощи. В Риме были освящены славянские книги, положены в храме святого апостола Петра на алтарь и была проведена Божественная служба на славянском языке.
В Риме Константин заболел. В начале 869 года он принял монашество с именем Кирилл и скончался 14 февраля. Святой Мефодий не покинул своего апостольского служения. Он вернулся в Моравию архиепископом Моравским и Паннонским. Там распространял свет Христов, рукополагал новых священников, проповедовал, переводил. Немецкое духовенство жестоко боролось за свое влияние на славян. Два с половиной года просидел Мефодий в темнице в Швабии, пока римский папа Иоанн VIII, сменивший умершего Адриана II, не приказал запретить петь мессы во всех католических церквях, пока не выпустят из темницы архиепископа Мефодия. Папа Иоанн разрешил богослужение в церквах Моравии на славянском языке. 19 апреля 885 года Мефодий скончался и был похоронен в Велеграде.
Дело Кирилла и Мефодия продолжили ученики, которые также много потерпели от немецких епископов. Два его ученика Константин Переславский и Григорий пресвитер Мних стали знаменитыми духовными писателями. Климент Охридский основал монастырь на юге Охридского озера. Он обучил славянскому языку более трех с половиной тысяч человек.
От преследования немецких католических священников ученики разошлись в разные страны. Климент, Наум и Ангеларий ушли к болгарскому князю Борису. Основным центром славянской культуры становится Болгария. Из Болгарии проповедники православия пришли на Русь. В Новгороде и Киеве стали учиться славянской грамоте со времен князя Владимира.
В славянском языке существовало две азбуки: кириллица и глаголица. Они совпадали по звукам, но различались в написании букв. Кириллица образована от греческого уставного письма. Глаголица больше похожа на древние «черты и резы», которые употреблялись в дохристианские времена. Сейчас на кириллице пишут шесть славянских народов: русские, белорусы, украинцы, болгары, македонцы, сербы с черногорцами. Русским алфавитом пользуются народы севера, входящие в состав России.
Святой Иоанн, архиепископ Шанхайский, писал что святые Кирилл и Мефодий даровали грамоту невежественным и полудиким славянам. Прежние полуразбойничьи племена превратились в великие государства. Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспеяние славян во всех областях жизни. Всюду, где у славян сияет свет и творится добро, мы видим следы трудов святых Кирилла и Мефодия.