Сегодня Русская Церковь празднует память новомучеников и исповедников, пострадавших во время гонений на верующих в советский период XX-го века. Определением Архиерейского Собора 1992 г. празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января или в ближайшее воскресение после него. В этот день также установлено поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
«Наши мученики являются нашими национальными героями. Это не герои войны или труда, это герои духа, кои остаются героями при любых правительствах и режимах.
Они подобны скале, вокруг которой может строиться имеющая сколько-нибудь глубокое содержание национальная жизнь. Появление книг на эту тему и состоявшаяся канонизация мучеников — это в некотором роде существенные шаги к возрождению русской жизни. Воспользуется этим русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, — тогда мученики станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского — православным русским народом, и мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия» (Архимандрит Дамаскин (Орловский).
«Наши мученики являются нашими национальными героями. Это не герои войны или труда, это герои духа, кои остаются героями при любых правительствах и режимах.
Они подобны скале, вокруг которой может строиться имеющая сколько-нибудь глубокое содержание национальная жизнь. Появление книг на эту тему и состоявшаяся канонизация мучеников — это в некотором роде существенные шаги к возрождению русской жизни. Воспользуется этим русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, — тогда мученики станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского — православным русским народом, и мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия» (Архимандрит Дамаскин (Орловский).