3 февраля в Музее Новомучеников Ивановских, расположенном во Введенском женском монастыре г. Иваново, открылась передвижная выставка «Русская Голгофа». На открытии выставки присутствовал владыка Иосиф, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский, который обратился к сестрам и гостям монастыря с приветственным словом. Выставка «Русская Голгофа» проводится по всей России в течение года по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви в связи со 100-летием блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского. Информационные плакаты выставки созданы приходом храма Новомучеников и исповедников Российских при Мемориальном центре «Бутово» и выполнены с предоставленных Мемориальным центром слайдов.
Время проведения выставки во Введенском монастыре – до Недели Торжества Православия, т.е. 9 марта, включительно. Далее плакаты выставки в течение года будут демонстрироваться для просмотра в храмах и культурных центрах г. Иваново и других городах области.
Выставка «Русская Голгофа» состоит из хронологических модулей, которые охватывают два периода трагической истории гонений на Церковь в России с 1917 по 1921 гг. и с 1922 по 1925 гг. – время исповеднического подвига святителя Тихона, Патриарха Московского (1865-1925). В Музее Введенского монастыря выставлены плакаты о самых резонансных процессах по изъятию церковных святынь в Москве, Петрограде и Шуе в 1922-1925 гг., также – о противостоянии и борьбе Церкви с обновленчеством. Приход к власти большевиков в октябре 1917 г. стал отправной точкой в долгом пути Русской Церкви на ее Голгофу вместе со всем русским народом. Россия не знала еще подобной жестокости к своим священнослужителям: их топили в нечистотах, кололи штыками, вешали, четвертовали, распинали на Царских вратах. В первые годы после революции было казнено более двадцати архиереев – примерно каждый шестой. Советская власть объясняла репрессии в отношении служителей Церкви их причастностью к контрреволюции, однако главная причина гонений была другой: она заключалась в самой богоборческой природе большевизма.
Уже первые декреты советской власти были направлены против Церкви: «Декретом о земле» все церковные земли со всем, что на них находилось, изымались в пользу государства, декретом Совнаркома РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в 1918 году у Церкви не только отнималось право владеть собственностью, она вообще лишалась прав юридического лица.
В первой половине 1922 года под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье началась кампания по изъятию церковных ценностей из храмов России. Разработка и непосредственное проведение кампании по изъятию были поручены секретной комиссии во главе со Львом Троцким. Изъятию подлежали предметы из драгоценных металлов и драгоценные камни, изымались также предназначенные исключительно для богослужебных целей священные сосуды. Изъятие проводилось грубо и жестоко: расковывалось и срубалось серебро с престолов, с икон сдирались серебряные ризы и драгоценные камни. Власти нужен был повод для репрессий, поэтому изъятие церковных святынь носило откровенно грабительский и святотатственный характер.
Во многих городах и селах священнослужители и верующие выступили на защиту храмов, что не могло не привести к репрессиям со стороны властей. Особенно кровопролитными стали события в Шуе 15 марта 1922 года, когда большевики открыли пулеметный огонь по многотысячной толпе верующих перед Воскресенским собором. Пострадало двадцать два человека, из них четверо были убиты – Авксентий Калашников, Сергей Мефодиев, Николай Малков и Анастасия Шилова. 10 мая были расстреляны шуйский протоиерей Павел Светозаров, иерей из с. Палех Иоанн Рождественский и мирянин из Шуи Пётр Языков.
В ответ на протесты верующих Ленин призвал «…подавить сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Только за первое полугодие 1922 года произошло более 1400 случаев кровавых столкновений с властями. В Москве в конце марта 1922 года были арестованы митрополит Серафим (Чичагов), епископ Иларион (Троицкий), почти все члены Московского епархиального совета, известные иереи и руководители органов приходского управления. Наиболее активным участникам сопротивления изъятию ценностей был вынесен смертный приговор. В Петрограде был расстрелян митрополит Вениамин (Казанский). Общее количество репрессированных священнослужителей в 1921-1923 гг. составило 10 тысяч человек, был расстрелян каждый пятый. К концу 1924 года в тюрьмах и лагерях побывало 66 архиереев – около половины всего российского епископата.
С самого начала своего служения Патриарх Тихон принял непримиримую позицию по отношению к действиям советской власти. В своем воззвании от 28 февраля 1922 г. он заявил, что Церковь не может допустить изъятия евхаристических сосудов и других святынь, что по канонам Церкви является святотатством. В свою очередь представители власти публично заявили, что любое сопротивление изъятию церковных ценностей будет расцениваться как контрреволюционная деятельность.
5 мая 1922 года Патриарх Тихон был арестован и перевезен из Троицкого подворья в Донской монастырь, где он находился под домашним арестом в полной изоляции от внешнего мира. Патриарху запрещалось совершать богослужение, посещения к нему не допускались, почта перехватывалась и изымалась. Только раз в сутки его выпускали на прогулку на огороженную площадку над воротами. От расстрела Патриарха большевиков останавливало только опасение реакции Запада.
Воспользовавшись арестом Патриарха и устранением его от церковного управления, большевики принялись создавать лояльную властям организацию, т.н. «Живую церковь». Обновленцы с помощью власти захватывали храмы, ставили для управления женатых епископов, ими было образовано "Высшее церковное управление" (ВЦУ).
Арест Патриарха Тихона, прекращение функционирования патриаршего церковного управления привели к быстрому росту обновленчества. В 1922-1923 гг. более половины епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур. 27 июня 1923 г. Патриарх Тихон был освобождён из заключения, после чего многие отпавшие в обновленчество иерархи, клирики и миряне принесли покаяние в грехе раскола. Невзирая на активную поддержку властями обновленцев, большинство духовенства и верующих остались последователями Патриарха Тихона и сторонниками Русской Православной Церкви.
Ивановская Промышленная область в 20-е годы XX века была одним из центров обновленчества. Благодаря поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске и области были захвачены обновленцами. Когда епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, 14 сентября 1923 г. в Покровском кафедральном соборе Иваново-Вознесенска состоялось собрание представителей одиннадцати православных религиозных общин города по вопросу избрания православного епископа на Ивановскую архиерейскую кафедру. Собранием единогласно был избран протоиерей Благовещенского храма г. Кинешмы Александр Беляев (1886-1937), с его кандидатурой собрание обратилось с ходатайством к Святейшему Патриарху Тихону. 21 сентября 1923 года протоиерей Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Ревностным сподвижником священномученика епископа Августина в противостоянии обновленчеству и безбожию в Иваново-Вознесенске был священномученик протоиерей Зосима Трубачев (1893-1938), в 1925-1928 годах – настоятель Введенского храма, где ныне расположен женский монастырь.
Твердым исповеданием православной веры и неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызывал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Жизнь Его Святейшества все время была под угрозой, на него трижды совершались покушения, тем не менее он выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. 25-26 августа 1918 г. он посетил г. Иваново-Вознесенск, служил во Введенском храме.
В последний год своей жизни тяжелобольной Патриарх неизменно служил по воскресным и праздничным дням. Постоянные провокации ЧК, клевета обновленцев, аресты и ссылки духовенства подорвали его здоровье. Патриарх скончался 7 апреля 1925 г. в день Благовещения Богородицы, трижды повторив: «Слава Тебе, Господи!».
Литература:
1. Е.С. Ставровский. Святые земли Шуйской. Иваново, 2007
2. ПСТГУ. Русская Церковь и Советская власть. История в документах и артефактах. М. 2012