Возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня Синодальная комиссия по канонизации святых проводит шестую конференцию «Прославление и почитание святых» в рамках ХХII Международных Рождественских образовательных чтений.
В предшествующие шесть лет Синодальная комиссия на каждой конференции освещала богословские и историко-канонические принципы своей работы, основанные на постановлениях Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода. И сегодня мне хочется поделиться с вами некоторыми размышлениями и наблюдениями. Синодальной комиссии нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда люди, собирающие и изучающие материалы о подвижниках благочестия и о пострадавших священнослужителях и мирянах, не знают основополагающих церковных документов, касающихся канонизации, или они ими не достаточно осмысленны. Вполне закономерно в связи с этим, что в настоящее время по благословению Святейшего Патриарха Кирилла начинается издание нормативных документов Русской Православной Церкви, которое будет содержать «документы и тематические выдержки из определений Поместного и Архиерейского Собора, Священного Синода по всем направлениям церковной жизни», включая и вопросы канонизации. Мы специально в свое время опубликовали некоторые из них в приложении к сборнику докладов, прозвучавших на конференции «Прославление и почитание святых» в 2013 году.
Процитирую вам один из таких документов, который Священный Собор Православной Российской Церкви принял в 1918 году. Это определение, касающееся критериев прославления местночтимых святых, в котором говорится: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его».
Почему соборное определение делает акцент на чудесах, и чудесах, совершившихся именно по кончине праведника, полагая, что они являются свидетельством его богоугодной жизни? Вероятно потому, что посмертными чудесами сам Бог свидетельствует о святости угодника Своего, так как, по свидетельству святых отцов, и величайший подвижник мог пасть незадолго до кончины. Исаак Сирский по этому поводу пишет: «Многие совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти, умертвили самих себя». Так же об этом повествует и преподобный Макарий Великий: «Некоторый подвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук; но будучи прославлен человеками, возгордился и ниспал в самую глубину греховную». Соборное определение говорит далее: «и народным почитанием его». Однако, зачастую в присылаемых в Комиссию материалах в первую очередь нет материалов, убедительно свидетельствующих о чудесах и о народном почитании подвижника. Если бы мы внимательно изучали законоположения Церкви, мы бы ясно увидели, что многое, то, что нам кажется относящимся к агиографии, на самом деле относится к церковной истории, предмету, конечно, не менее важному, чем агиография, но все же иному. Немного коснется этой темы в своем докладе член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров.
Мы услышим сегодня доклад ведущего специалиста в области медицинской экспертизы профессора Виктора Николаевича Звягина, являющегося также членом Синодальной комиссии. На этот раз об исследовании, касающемся установления с помощью научных методов внешнего облика святого праведного Феодора Ушакова, что имеет важное значение при написании икон. Доклад повествует о том, что в иных случаях для установления той или иной научной истины требуются десятилетия.
Участвовать в работе конференции мы в этот раз пригласили двух членов епархиальных комиссий. Мы выслушаем доклады секретаря Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии Лидии Ивановны Соколовой и секретаря Комиссии Курской епархии монахини Иустины (Трофимовой).
В настоящее время нам нередко приходится сталкиваться со случаями, когда обстоятельства кончины пострадавшего духовенства или мирян изучаются вне исторического контекста; в предлагаемом докладе Лидия Ивановна представит результаты изучения исторического контекста, основанного на первоисточниках. Можно только добавить, что она изучила комплекс материалов в такой полноте, как может быть никакой другой исследователь, соприкасавшийся с этими материалами.
Обращаю ваше внимание на доклад Зинаиды Петровны Иноземцевой, кандидата исторических наук, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, старшего научного сотрудника Всероссийского института документоведения и архивного дела. Мы специально пригласили ее участвовать в нашей конференции. Зинаида Петровна, в прошлом директор большого архива, специалист в области архивоведения и документоведения, автор многих разработок в этой области, человек, который знал эту область, занимая высокий пост, и как специалист непосредственно работавший с документами в качестве эксперта, в задачу которого входило определение исторической значимости, ценности того или иного документа для истории нашей страны. К сожалению, отсутствие профессионализма в этой области в наше время становится все более заметным и существенным недостатком.
Информационная эпоха, в которую мы живем, накладывает заметный отпечаток на действия и суждения современных людей, вызывая у них жажду новостей, подобно афинянам, которые «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21) Эта жажда нового проявляется не только в интересе к событиям в общественной жизни или в науке, но и в желании видеть все новые и новые канонизации.
И не случайно Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе 2011 года отметил: «Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды».
Мы знаем случаи, когда епархии подавали материалы о подвижниках благочестия, Святейший Патриарх давал благословение на канонизацию, проходили торжества канонизации, и почитание в епархии потихоньку замирало и прекращалось. Объяснить это можно только одним – вероятно этого почитания и не было. Именно поэтому я обращаю ваше внимание на приоритетную и актуальную область в работе епархиальных комиссий – это развитие деятельности, направленной на почитание нашим церковным народом уже прославленных святых. Секретарь Комиссии Курской епархии, монахиня Иустина, расскажет нам о том, что и как делается ими в этой области для того, чтобы знание о наших святых не ограничилось лишь поминанием имени святого на отпусте во время богослужения. Деятельность Курской комиссии – это будничная, трудовая, научно-церковная и научно-практическая деятельность, которая мне видится очень важной в работе епархиальных комиссий. Я бы даже назвал ее святой деятельностью, потому что цель ее – восстановить в нашем народе почитание уже прославленных святых.
Храм Христа Спасителя. Москва, 28 января 2014 года
Сайт Синодальной комиссии по канонизации святых
В предшествующие шесть лет Синодальная комиссия на каждой конференции освещала богословские и историко-канонические принципы своей работы, основанные на постановлениях Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода. И сегодня мне хочется поделиться с вами некоторыми размышлениями и наблюдениями. Синодальной комиссии нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда люди, собирающие и изучающие материалы о подвижниках благочестия и о пострадавших священнослужителях и мирянах, не знают основополагающих церковных документов, касающихся канонизации, или они ими не достаточно осмысленны. Вполне закономерно в связи с этим, что в настоящее время по благословению Святейшего Патриарха Кирилла начинается издание нормативных документов Русской Православной Церкви, которое будет содержать «документы и тематические выдержки из определений Поместного и Архиерейского Собора, Священного Синода по всем направлениям церковной жизни», включая и вопросы канонизации. Мы специально в свое время опубликовали некоторые из них в приложении к сборнику докладов, прозвучавших на конференции «Прославление и почитание святых» в 2013 году.
Процитирую вам один из таких документов, который Священный Собор Православной Российской Церкви принял в 1918 году. Это определение, касающееся критериев прославления местночтимых святых, в котором говорится: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его».
Почему соборное определение делает акцент на чудесах, и чудесах, совершившихся именно по кончине праведника, полагая, что они являются свидетельством его богоугодной жизни? Вероятно потому, что посмертными чудесами сам Бог свидетельствует о святости угодника Своего, так как, по свидетельству святых отцов, и величайший подвижник мог пасть незадолго до кончины. Исаак Сирский по этому поводу пишет: «Многие совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти, умертвили самих себя». Так же об этом повествует и преподобный Макарий Великий: «Некоторый подвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук; но будучи прославлен человеками, возгордился и ниспал в самую глубину греховную». Соборное определение говорит далее: «и народным почитанием его». Однако, зачастую в присылаемых в Комиссию материалах в первую очередь нет материалов, убедительно свидетельствующих о чудесах и о народном почитании подвижника. Если бы мы внимательно изучали законоположения Церкви, мы бы ясно увидели, что многое, то, что нам кажется относящимся к агиографии, на самом деле относится к церковной истории, предмету, конечно, не менее важному, чем агиография, но все же иному. Немного коснется этой темы в своем докладе член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров.
Мы услышим сегодня доклад ведущего специалиста в области медицинской экспертизы профессора Виктора Николаевича Звягина, являющегося также членом Синодальной комиссии. На этот раз об исследовании, касающемся установления с помощью научных методов внешнего облика святого праведного Феодора Ушакова, что имеет важное значение при написании икон. Доклад повествует о том, что в иных случаях для установления той или иной научной истины требуются десятилетия.
Участвовать в работе конференции мы в этот раз пригласили двух членов епархиальных комиссий. Мы выслушаем доклады секретаря Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии Лидии Ивановны Соколовой и секретаря Комиссии Курской епархии монахини Иустины (Трофимовой).
В настоящее время нам нередко приходится сталкиваться со случаями, когда обстоятельства кончины пострадавшего духовенства или мирян изучаются вне исторического контекста; в предлагаемом докладе Лидия Ивановна представит результаты изучения исторического контекста, основанного на первоисточниках. Можно только добавить, что она изучила комплекс материалов в такой полноте, как может быть никакой другой исследователь, соприкасавшийся с этими материалами.
Обращаю ваше внимание на доклад Зинаиды Петровны Иноземцевой, кандидата исторических наук, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, старшего научного сотрудника Всероссийского института документоведения и архивного дела. Мы специально пригласили ее участвовать в нашей конференции. Зинаида Петровна, в прошлом директор большого архива, специалист в области архивоведения и документоведения, автор многих разработок в этой области, человек, который знал эту область, занимая высокий пост, и как специалист непосредственно работавший с документами в качестве эксперта, в задачу которого входило определение исторической значимости, ценности того или иного документа для истории нашей страны. К сожалению, отсутствие профессионализма в этой области в наше время становится все более заметным и существенным недостатком.
Информационная эпоха, в которую мы живем, накладывает заметный отпечаток на действия и суждения современных людей, вызывая у них жажду новостей, подобно афинянам, которые «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21) Эта жажда нового проявляется не только в интересе к событиям в общественной жизни или в науке, но и в желании видеть все новые и новые канонизации.
И не случайно Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе 2011 года отметил: «Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды».
Мы знаем случаи, когда епархии подавали материалы о подвижниках благочестия, Святейший Патриарх давал благословение на канонизацию, проходили торжества канонизации, и почитание в епархии потихоньку замирало и прекращалось. Объяснить это можно только одним – вероятно этого почитания и не было. Именно поэтому я обращаю ваше внимание на приоритетную и актуальную область в работе епархиальных комиссий – это развитие деятельности, направленной на почитание нашим церковным народом уже прославленных святых. Секретарь Комиссии Курской епархии, монахиня Иустина, расскажет нам о том, что и как делается ими в этой области для того, чтобы знание о наших святых не ограничилось лишь поминанием имени святого на отпусте во время богослужения. Деятельность Курской комиссии – это будничная, трудовая, научно-церковная и научно-практическая деятельность, которая мне видится очень важной в работе епархиальных комиссий. Я бы даже назвал ее святой деятельностью, потому что цель ее – восстановить в нашем народе почитание уже прославленных святых.
Храм Христа Спасителя. Москва, 28 января 2014 года
Сайт Синодальной комиссии по канонизации святых