Меню

воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Из истории гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ в. на территории Ивановской митрополии

      
Вознесенская церковь. 1910-е гг.
По статье Федотова А.А. История Ивановской епархии // Федотов А.А. Сборник статей. Иваново, 2006.


      Ивановская епархия (позднее Ивановская и Кинешемская, Иваново-Вознесенская и Кинешемская, Ивановская митрополия) образована в 1918 году (по другим данным в 1920 или 1929 году) в связи с образованием Иваново-Вознесенской губернии.

      Первые гонения на верующих начались в г. Шуе в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. «6 марта 1922 года была произведена опечатка кладовых наиболее богатых церквей г. Шуи. 8 марта произведено изъятие из трех наиболее бедных храмов: кладбищенского, больничного и Ильинского. 15 марта в 10.30 утра секретарь Шуйского УКома… получил извещение о насилиях, учиненных против милиции и гарнизона, а также о случаях стрельбы из толпы. Колокольный звон привлек большое количество народа. До 30 красноармейцев были обезоружены. Пулеметная стрельба рассеяла толпу…»[1]
       В Воскресенском соборе г. Шуи собралось свыше трехсот молящихся, которые несколько дней не уходили, желая не допустить его разграбления. Для того, чтобы разогнать их, были присланы солдаты, которые начали стрелять. Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Со стороны верующих пострадало двадцать два человека, из них четверо были убиты. Из красноармейцев ни один не был убит или тяжело ранен[2].
       Заключением особой комиссии ВЦИК от 22 марта 1922 года, под председательством П. Смидовича, действия комиссии по изъятию ценностей были признаны правильными и согласованными с распоряжениями центра, но недостаточно энергичными и планомерными. Комиссии по изъятию ценностей было поручено довести работу до конца. Губернским и уездным властям было предложено принять меры к тщательному расследованию всех случаев нарушения общественного порядка в связи с изъятием ценностей, выявить виновников… дело передать в гентрибунал[3].
       Делом занялось Иваново-Вознесенское ГПУ. Из Москвы был отряжен в качестве следователя по особо важным делам зампредверхтриба ВЦИК Яковлев.
       Судебному процессу придавалось большое пропагандистское значение. Распоряжением ВЦИК стали проводиться массовые аресты. После окончания следствия к суду были привлечены девятнадцать человек. Троих – священников Павла Светозарова, Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова - приговорили к расстрелу. 4 мая приговор был утвержден на заседании Политбюро[4].
       Массовое закрытие храмов начинается параллельно с изъятием ценностей. В Иваново-Вознесенске в 1923 году была разрушена церковь Александра Невского, как «мешавшая уличному движению» (стояла на перекрестке проспекта Энгельса и улицы Садовой). В конце 20-х годов снесли Казанскую часовню, стоявшую на месте современного главпочтамта, закрыли Вознесенский храм на современной площади Ленина и разместили в нем городскую библиотеку. В Шуе и ее окрестностях в первые годы советской власти были закрыты все монастыри и церкви без приходов, изъяты их архивы и библиотеки. В Гаврилов-Посаде прекратилось богослужение в зимней церкви, в 1925 году она была преобразована в клуб, в 1930-м – в кинотеатр[5].
      Кроме того, в Ивановской области действовали достаточно активно обновленцы. В связи с созданием в 1929 году Ивановской Промышленной области, 3 июля 1929 года состоялся пленум обновленческого Ивановского епархиального управления, на котором присутствовали представители Костромской, Владимирской и Ярославской епархий. Пленум вынес решение об образовании Иваново-Вознесенской митрополитанской области[6].
      Начало деятельности обновленцев в Иванове датируется 1922-1923 годми. В архивном фонде отдела общего управления Иваново-Вознесенского губисполкома есть дело о создании епархиального комитета группы «Живая церковь». Устав группы был утвержден 24 декабря 1922 года, заявление же о регистрации Иваново-Вознесенского епархиального управления обновленцев, направленное в губисполком, датируется 7 июля 1923 года[7]. Архиерей Ивановской епархии того времени, архиепископ Иерофей (Померанцев), перешел к обновленцам и в дальнейшем находился в конфронтации с православными архиереями Ивановской епархии, назначенными Патриархом Тихоном (Беллавиным) – епископом Василием (Преображенским) и архиепископом Августином (Беляевым)[8].
      В г. Иваново обновленцам был передан целый ряд храмов, среди которых можно отметить переданную им в 1924 году Скорбященскую церковь на Дмитровке (угол улиц Рабфаковской и Кузнецова), церковь Троицы в Авдотьине, Покровский собор, на месте которого в настоящее время выстроен дворец искусств. Из сохранившихся по сей день храмов, принадлежавших в 20-30-е годы обновленцам, можно отметить Успенскую кладбищенскую церковь (деревянную), Преображенский собор на ул. Колотилова, использовавшийся с 1931 года одновременно православной и обновленческой общинами. Последняя перешла в него из закрытого в 1931 году Покровского собора. В 1935 году обновленцам была передана Введенская церковь в центре города[9].
      Однако, гонения не обошли и обновленцев. В Ивановской области в 1937 году была «выявлена контрреволюционная группа» обновленческих епископов, которую возглавлял обновленческий архиепископ Ивановской митрополии Александр Адвентов. В группу входили епископ Серафим Андриевский, епископ Палладий Селецкий, епископ Николай Потехов, архиепископ Николай Автономов, архиепископ Софроний Ясневич - всего 17 человек. Епископы эти имели в своем административном руководстве достаточно незначительные территории. Многие из них исполняли служение приходских священников или благочинных. Деятельность группы якобы «выражалась в подготовке обновленческого духовенства и верующих к предстоящим выборам в Советы по новой Конституции, которую участники группы имеют в виду использовать в контрреволюционных целях, в частности, предполагают выдвинуть своих кандидатов в низовой советский аппарат для защиты интересов религии и церкви. На группе обсуждался вопрос о необходимости укрепления приходских советов надежными кадрами с тем, чтобы они (приходские советы) в предстоящих выборах могли оказать нужное влияние на верующих в интересах церкви»[10].
      Но внутри епархии существовала оппозиция обновленчеству. В Ивановской епархии ее возглавляли по очереди епископ Василий (Преображенский), архиепископ Августин (Беляев), миртополит Павел (Гальковский).
      Закрытие православных храмов продолжалось и в 30-е годы. Постановлением президиума Ивановского облисполкома от 2 октября 1937 года были закрыты Крестовоздвиженская, Покровская, Всехсвятская и Воскресенская церкви г. Шуи, здания переданы горсовету на местные нужды[11].
      Потепление в церковно-государственных отношениях наступило в годы войны. К концу войны были открыты кафедральные соборы Владимирской и Ивановской епархий: Успенский в г. Владимире и Преображенский в г. Иваново[12]. Верующими ставятся вопросы об открытии других храмов. В 1942 году были предприняты попытки открытия Благовещенской, Введенской, Казанской церквей[13].
      На март 1950 года в Ивановской епархии было уже 57 открытых церквей[14]. В 50-е годы  предприняты попытки открытия храмов в с. Дунилово Шуйского района, в г. Плес, д. Кулыево Пестяковского района[15].
      Ивановской общине старообрядцев 11 мая 1946 года передали древнюю Успенскую кладбищенскую церковь на окраине г. Иваново, после чего ее освятили в честь Казанской иконы Божией Матери[16]. Но, несмотря на старания и хлопоты верующих, в г. Иваново оставался только два православных храма вплоть до 1989 года.
      Не обошли Ивановскую епархию стороной и хрущевские гонения на Церковь. В Ивановской епархии только в 1961 году было закрыто семь храмов: в погосте Ананьин Конец Заволжского района, в с. Бортницы Родниковского района, в с. Дроздово Шуйского района, в с. Иванове Середского района, в с. Спас Шелутино Палехского района, в с. Филиппково Комсомольского района. Если на 01.01.1961 года число приходов Ивановской епархии равнялось 56, то на 01.01.1962 года оно сократилось до 49[17].
      Однако, в той же Ивановской епархии в 1959-1960 годах, когда по всей стране активно шло закрытие храмов, церкви не закрывались; только с июня 1959 года по предложению органов пожарного надзора была закрыта епархиальная свечная мастерская, служившая источником  доходов для епархии. В 1962 году было закрыто два храма. Столько же закрыли и в 1963 году: в с. Елховка Тейковского района и в с. Ярлыково Ивановского района. Сохранились документальные свидетельства, как верующие защищали столь дорогие их сердцу храмы. По поводу церкви в с. Елховка около ста прихожан направили письма уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совмине СССР, Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), Уполномоченному по Ивановской области, в Ивановское епархиальное управление. В 1964 году был закрыт еще один храм Ивановской епархии, и на 1 января 1965 года здесь осталось лишь 44 действующих храма. В отличие от многих других епархий Советского Союза, начиная с 1965 года, закрытие храмов в Ивановской епархии не происходило[18].
      Сокращались и представительские возможности епархий и их управляющих. В середине 60-х годов управляющий Ивановской епархией митрополит Антоний (Кротевич) передал городу прекрасное здание епархиального управления, в котором имелся большой домовой храм, а также располагались свечные мастерские. Взамен этого здания был куплен небольшой дом на ул. Колотилова, куда был перенесен домовой храм, расположенный в старом здании епархиального управления[19].
      После 1964 года массовые разрушения храмов прекратились, что нельзя сказать о многих других способах притеснения верующих...
____________________
[1] Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1. С. 38-39.
[2] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Т. 2. С. 44-47
[3] ЦДНИИО, ф. 2, оп. 5, д. 6, л. 7
[4] Дамаскин (Орловский), игумен. Указ. соч. С. 48-52.
[5] Балдин К.Е., Ильин Ю.А. Ивановский край в истории Отечества. Иваново, 1998. С. 100.
[6] ГАИО. Архивная справка от 17.12.1997.
[7] ГАИО. Архивная справка от 17.12.1997.
[8] Архив УФСБ России по Ивановской области. Фонд архивных уголовных дел, снятых с оперативного учета. Дела № 9138-П, 4662-П.
[9] Тихомиров А.М. Храмы Иваново-Вознесенска. Иваново, 1996. С. 57, 103, 30, 35, 81, 97.
[10] Архив УФСБ России по Ивановской области. Д. № 7377-П, л. 1, 4.
[11] ГАИО. Ф. р-2953, оп. 3, д. 783.
[12] Тихомиров А.М. Указ. соч. С. 81; Журнал Московской Патриархии. 1979. № 12.
[13] ГАИО. Ф. р-2953, оп. 1, д. 198, л. 11, 22, 34.
[14] ГАИО. Ф. р-2953, оп. 1, д. 381, л. 14-15.
[15] ГАИО. Ф. р-2953, оп. 1, д. 394, л. 1-4, 32-33, 48-53.
[16] Тихомиров А.М. Указ. соч. С. 37.
[17] Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии Ивановской епархии за 1961 г. л. 3.
[18] Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет… за 1959 г., л. 1, 7, 44; за 1960 г., л. 1-5; Федотов А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1998 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. Ч. 1. Иваново, 1999, с. 32-34.
[19] Дело «Переписка с Патриархией».