суббота, 10 февраля 2024 г.

Сегодня память преподобноисповедника Леонтия (Стасевича) (1884 - 1972гг.)

      Преподобноисповедник Леонтий (Лев Фомич Стасевич) родился 20 марта 1884 года в посаде Тарноград Белгорайского уезда Люблинского воеводства Холмской губернии Царства Польского, входившего в те времена в состав Российской империи. Закончил Холмскую Духовную Семинарию. В брак Лев Фомич не вступал, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу. В семинарии он познакомился с будущим Святейшим Патриархом Тихоном, который был в то время  ректором этой семинарии. 31 декабря 1910 года Лев Фомич поступил в Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь, расположенный в двух верстах от с. Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии, и в 1912 году, в Великий Понедельник, был пострижен в монашество с именем Леонтий в честь Леонтия, святителя Ростовского.     С началом Первой мировой войны братия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубину России. О. Леонтий был определен в Московский Богоявленский монастырь. С 1917 года он учился в Московской Духовной Академии, которую не окончил, т.к. ее закрыли в 1919 году. В этом же году по благословению Святейшего патриарха Тихона о. Леонтий был возведен в сан игумена Богоявленского монастыря.
     26 ноября 1922 года по ходатайству преосвященного Василия епископа Суздальского о. Леонтий был назначен в суздальский Спасо-Евфимьев монастырь, и в том же году утвержден наместником этого монастыря. Здесь о. Леонтий обнаружил, что жизнь в обители пришла в расстройство: должным чином не совершалось богослужение, требовали неотложного решения хозяйственные дела. Некоторые из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением некоторых насельников. В 1923 году Спасо-Евфимьев монастырь был закрыт властями. Отец Леонтий остался в Суздале и Святейшим Патриархом Тихоном был назначен настоятелем двух приходов: Смоленской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста. Приходы, в которых служил о. Леонтий, строго хранили чистоту Православной веры и церковных канонов. 20 мая 1924 года Святейшим Патриархом о. Леонтий был возведен в сан архимандрита.
     В 1930 году о. Леонтий был арестован суздальским райотделом ОГПУ и приговорен к трем годам лагерей по статье 58-10 УК РСФСР. Заключение о. Леонтий отбывал в Коми АССР, работал фельдшером при дорожно-строительном участке. Духовные чада о. Леонтия из Суздаля и Тейково посылали ему продуктовые и вещевые посылки. Но батюшка все раздавал другим заключенным, не оставляя себе ничего. После возвращения из лагеря о. Леонтий служил в с. Бородино Гаврилово-Посадского района Ивановской Промышленной области. Однако пребывание батюшки на новом месте было недолгим - 11 ноября 1935 года он опять был арестован. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 15.02.1936 года о. Леонтий был приговорен к заключению в лагере сроком на три года. К тому времени у о. Леонтия была обнаружена болезнь сердца, но комиссия признала его годным к физическому труду. Заключение о. Леонтий отбывал в Карагандинских лагерях, работая при санчасти помощником врача.
     В лагере о. Леонтия, как священника, пытались “перевоспитать”. Однажды в Пасхальную ночь охранники потребовали, чтобы о. Леонтий отрекся от Бога. Когда он отказался это сделать, его привязали к веревке и с головой опустили в нечистоты лагерного клозета. Через некоторое время поднимают его и кричат: “Отрекаешься?”, а он им: “Христос Воскресе!” Опять окунают, вытаскивают, а он им: “Христос Воскресе, ребята!”
     В конце 1938 года о. Леонтий был освобожден и вернулся в Суздаль. В храмах, насколько известно, он не служил, но часто ходил по деревням Суздальского и Гаврилово-Посадского районов, совершая требы. После Великой Отечественной войны положение Церкви изменилось в лучшую сторону. Отцу Леонтию предложили вернуться к службе, и он согласился. Но, чтобы оторвать его от старой паствы, власти направили батюшку в с. Воронцово Пучежского района, расположенное в противоположном конце Ивановской области. Указ о назначении его настоятелем храма в честь Живоначальной Троицы 11 июля 1947 года вручил епископ Ивановский и Кинешемский Михаил.
     2 мая 1950 года отец Леонтий был арестован в третий раз. За несколько дней до ареста он внезапно начал раздавать духовным чадам и своим прихожанам все свое имущество, включая келейные иконы. Отец Леонтий и три его духовных дочери были приговорены к 10 годам исправительных лагерей. Отец Леонтий был отправлен в лагерь Озерный в Коми АССР, где он значился под № 9-СО-23726.
     Батюшку поместили в одну камеру с вором рецидивистом. Войдя в камеру, о. Леонтий сделал земной поклон, а когда пришло начальство с осмотром, то увидели, что вор стоит на коленях и плачет, а батюшка утешает его. Внезапно у начальника лагеря тяжело заболела дочь, но врач не смог определить, что это за болезнь. Отец Леонтий увидел девочку и сказал, что в нее вселился бес. По молитвам батюшки бес из нее вышел. В благодарность начальник лагеря сделал о. Леонтию послабления в режиме и возможность на Пасху отслужить Литургию. Заключенные помогли с облачением: епитрахиль и поручи были сделаны из полотенец, а кресты на них нарисовали карандашом. Службу служили в лесу на пне. Вскоре о. Леонтий получил освобождение по амнистии.
     20 июля 1955 года о. Леонтий был назначен настоятелем церкви Михаила Архангела с. Михайловское Середского (ныне Фурмановского) района. Этот храм в советский период окормлял верующих тридцатитысячного г. Фурманова (Середа) и еще 24 близлежащих села. Прихожане Михайловского храма полюбили отца Леонтия. Он восстановил добрые отношения среди прихожан и членов церковного совета, наладил строгое уставное богослужение, сам служил ежедневно.
     Большая часть треб совершалась для жителей г. Фурманова, расположенного в восьми километрах от с. Михайловского. О. Леонтий останавливался там на квартире, принимал заказы на требы и совершал их в тот же день. Кто-то сообщил об этом местному уполномоченному по делам религии. Последовало замечание со стороны епископа и о. Леонтий был вынужден несколько раз в день ходить пешком в Фурманов и обратно: в Фурманове заказ на требу сначала принимался, затем в Михайловском документально оформлялся, а потом, опять же в Фурманове исполнялся. Для семидесятилетнего старца такие “походы” были настоящим мучением. Батюшке в эти годы приходилось терпеть скорби от недоброжелателей, которых о. Леонтий раздражал своей требовательностью и бескомпромиссностью. Несмотря на такое отношение, о. Леонтий добился разрешения властей и провел ремонт всего храма, колокольни, храмовых пристроек и церковной ограды.
     Летом 1962 года о. Леонтия оклеветали перед Епархиальным Управлением и перевели в село Елховку Тейковского района. Отцу Леонтию было на тот момент 78 лет. Но прежняя паства не забывала отца Леонтия: в Епархиальное Управление потоком шли письма с просьбой вернуть в с. Михайловское дорогого батюшку. Писали даже Святейшему Патриарху Алексию I. Вернулся о. Леонтий в с. Михайловское глубоким старцем восьмидесяти лет. Телесная немощь не позволяла ему теперь служить ежедневно, а последние два-три года своей жизни он не мог уже и передвигаться без посторонней помощи. Несмотря на физическую немощь старец постоянно принимал людей, исповедовал, молился об исцелении. И так было до последних дней его жизни. Людей, ехавших к нему, было так много, что из поезда, делавшего остановку в километре от Михайловского на ст. Белино, выходила половина всех пассажиров. Чтобы воспрепятствовать людям ходить к старцу, власти отменили остановку поезда на этой станции.
     Жил о. Леонтий в крайней бедности. В его комнате стояла старая железная кровать, старый стол и несколько табуреток, за перегородкой – крошечная кухня с русской печью. Деньги, которые попадали в его руки, он клал в церковную кружку, радуясь: “Опять я свободен”. Хотя батюшка был преисполнен любви ко всем, находились люди, злобно издевавшиеся над телесной немощью старца. Ему делали подножки во время каждения храма, а несколько раз, как бы ненароком, роняли на него тяжелые хоругви. Подходя при отпусте ко кресту, некоторые грозили ему: “Когда ты отсюда уйдешь?” Отец Леонтий в проповеди к народу говорил: “Люди, что вы меня гоните? Вы же всю ночь спите, а я не сплю - молюсь за вас”.
     К этому времени о. Леонтию исполнилось 87 лет, и приближался день его блаженной кончины. По свидетельству близких батюшка не раз говорил, что хотел бы умереть на службе. Последнюю Литургию о. Леонтий отслужил 7 февраля 1972 года в день памяти святителя Григория Богослова. 8 февраля он сильно ослабел, воздевал вверх руки и радостно говорил: “К Богу идем, к Богу идем!" 9 февраля в день памяти свт. Иоанна Златоуста во время чтения часов, отца Леонтия причастили Святых Таин на дому. После литургии певчие пели для умирающего старца церковные песнопения.  В 15.30 он потерял сознание, а в 16 часов душа его отошла ко Господу. Когда прихожане после отпевания прощались с любимым батюшкой, прикладываясь к его руке, то отмечали, что она была теплой как у живого.
     Отец Леонтий просил похоронить его на общем кладбище, недалеко от села. Через время от его могилы забил источник целебной воды. После канонизации о. Леонтия его мощи были перенесены в храм с. Михайловского.

     Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память его совершается 28 января/10 февраля, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.

 Библиография:
Свято-Архангельский приход с. Михайловского Фурмановского района. «Жизнеописание преподобного Леонтия, архимандрита Михайловского, чудотворца», Иваново, 2000г.