Преподобный
Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей
Ивана и Марьи. По преданию, дом родителей преподобного Макария находился в 7
саженях от Мироносицкой церкви; а с противоположной стороны в 7 саженях стоял
дом, где родился преподобный Евфимий Суздальский, современник Макария.
Основанные обители преподобного
Предположительно 1390-е годы: Макариев-Решемский монастырь. Основан как Богоявленская Макариевская Мужская обитель. В 1901—1920-е годы — Макариев-Решемский женский монастырь, c 1994 года Макариев-Решемский мужской монастырь, в настоящее время опять Макариев-Решемский женский монастырь.
1435 год — Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Сожжён в 1439 году, возобновлён в 1620 году монахом Тетюшенского монастыря Авраамием. Закрыт в 1927 году, возобновлён в 1992 году. C 1882 года — стал женским монастырём. У его стен проходила Макарьевская ярмарка).
1439 год — Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. «Макарьевская Свияжская подгородная» обитель основана иноком Макарьевской Унженской пустыни Исаией по завещанию преподобного Макария Желтоводского, выбравшего это место для будущей обители ещё в 1439 году.
1439 год — Макарьев-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь. Упразднён в 1929 году. Возобновлён в 1993 году как женский монастырь.
Все перечисленные монастыри в настоящее время являются действующими. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь является крупным духовным (а также культурным и туристическим) центром. Однако в связи с возможным повышением уровня воды Чебоксарской ГЭС находится под угрозой разрушения.
В двенадцать
лет Макарий тайно ушёл от родителей и принял иноческий постриг в Печерском
Вознесенском монастыре от Дионисия, будущего архиепископа Суздальского. В монастыре
Макарий проявил себя как строгий аскет.
Пищу принимал он только для того, чтобы
не умереть от голода, но при этом ходил, как и прежде, с монастырской братией
на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою
подвижническую жизнь Макарий приобрёл почёт и уважение среди монастырских
насельников. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном
месте.
Странствуя
несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на
реке Лух, а затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы
Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления
Господня (Макарьевская пустынь). Житие сообщает, что Макарий побывал и на
русском севере, возможно в Каргопольской земле.
В 1434 году
Макарий основал Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и
Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За 4 года существования обители к
Макарию присоединилось немало монахов, обитель весьма прославилась, на её
обустройство давал пожертвования великий князь Василий Тёмный. Согласно житию,
преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами»,
обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей.
Расцвет
новой обители длился всего 5 лет; в 1439 году пустынь была разрушена ханом
Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведён в плен в
Казань. Вскоре хан отпустил его, запретив, однако, возобновлять монастырь на
прежнем месте.
Преподобный
Макарий, предав земле убитых монахов, отправился с теми, кто остался жив, в
Галичскую землю, имея намерение основать там новую обитель. После долгого пути,
Макарий, которому было уже 90 лет, вместе со своими спутниками достиг реки
Унжи, где основал в 15 верстах от с. Унжа деревянную «Макарьеву новую пустынь»
(известную впоследствии как Макарьевский Унженский Монастырь). По пути из
Казани в Унжу Преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал
с Варнавой Ветлужским. Согласно житию, во время этого переселения все его
спутники были питаемы чудесным образом молитвами преподобного (чудо
преподобного Макария о лосе).
В 1444 году,
в возрасте 95 лет Макарий мирно скончался в Макарьевском Унженском Монастыре.
Обретение его мощей произошло 1671 году.
Житие
сообщает о многочисленных чудесах преподобного Макария (часть из них относится
к периоду его жизни, часть посмертные). По результатам исследований комиссии,
посланной 24 июня 1619 года патриархом Филаретом для изучения обстоятельств
жизни Макария, более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили
исцеление от болезней.
Предание
сообщает, что покровительством Макария была сохранена жизнь Михаила Федоровича
Романова. Впоследствии молодой царь совершил паломничество в Макарьевский
Унженский Монастырь по особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской
иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и
Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и
освобождение Патриарха Филарета из польского плена.
Мощи
преподобного Макария покоятся в Макарьевском Унженском Монастыре. Его глава с
2005 года находится в Печерском Вознесенском Монастыре. В Макарьевском
Унженском монастыре хранится почитаемая чудотворной Макарьевская икона Божией
Матери — список с образа Богородицы, явившегося Макарию согласно житию в 1442
году.
Предположительно 1390-е годы: Макариев-Решемский монастырь. Основан как Богоявленская Макариевская Мужская обитель. В 1901—1920-е годы — Макариев-Решемский женский монастырь, c 1994 года Макариев-Решемский мужской монастырь, в настоящее время опять Макариев-Решемский женский монастырь.
1435 год — Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Сожжён в 1439 году, возобновлён в 1620 году монахом Тетюшенского монастыря Авраамием. Закрыт в 1927 году, возобновлён в 1992 году. C 1882 года — стал женским монастырём. У его стен проходила Макарьевская ярмарка).
1439 год — Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. «Макарьевская Свияжская подгородная» обитель основана иноком Макарьевской Унженской пустыни Исаией по завещанию преподобного Макария Желтоводского, выбравшего это место для будущей обители ещё в 1439 году.
1439 год — Макарьев-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь. Упразднён в 1929 году. Возобновлён в 1993 году как женский монастырь.
Все перечисленные монастыри в настоящее время являются действующими. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь является крупным духовным (а также культурным и туристическим) центром. Однако в связи с возможным повышением уровня воды Чебоксарской ГЭС находится под угрозой разрушения.