суббота, 13 октября 2012 г.

Праведные Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий Китовские, Шуйские



     Праведные Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий Китовские, Шуйские жили в конце XVI - начале XVII века в селе Китово близ города Шуи. Были признаны в народе за Богоугодную жизнь и чудеса святыми; похоронены были китовские праведники в местной церкви († не позднее 1-й четв. XVII в.).
     Мощи святых, известные с 50-х гг. XVII в., покоились в Благовещенской церкви в с. Китове. В XVI - 1-й пол. XVIII в. с. Китово входило в Опольский стан Суздальского уезда.
     По свидетельству писцовой книги Суздальского уезда 1627-1630 гг., «жребий» (часть) села с Благовещенским храмом в 1610 г. стал вотчиной С.Отяева, после его смерти перешел к его сыну Афанасию. Церковь была «древяна клетцки... образа, и книги, и ризы, и колокола, и всякое строение мирское» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 11317. Л. 1070-1071 об.). В описании не упоминаются гробницы святых.
     17 мая 1659 г. Благовещенская церковь, в которой уже имелись гробницы Китовских чудотворцев, сгорела, надгробия святых были повреждены. В том же году архиепископ Суздальский Стефан благословил построить новую церковь на месте сгоревшей и установить гробницы там, где почивают «чудотворцовы мощи» (Миловский. С. 19). Было неясно, находились ли святые мощи «на вскрытии» в деревянных гробницах, сгоревших вместе с храмом, или под спудом. Этот вопрос должен был расследовать в том же году по благословению архиепископа Стефана архимандрит Шартомского монастыря во имя свт. Николая Чудотворца Павел, но документы о результатах его работы не сохранились. В XVII-XIX вв. Благовещенский храм неоднократно перестраивался.
     В феврале 1826 г. начался сбор средств на строительство каменной церкви вместо ветхой деревянной. Новая Благовещенская церковь с приделами во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца была освящена в 1839 г., закрыта по постановлению Ивановского облисполкома 26 июля 1931 г., тогда же передана китовской ферме пригородного хозяйства, впоследствии храм был разрушен.
     Почитание Китовских святых как «маловедомых», о которых нет письменных сказаний и мощи которых не освидетельствованы, по-видимому, было прекращено в 1-й пол. XVIII в. Тогда же по решению епархиальных властей мощи Китовских святых были тайно перезахоронены, предположительно в Китове или в соседнем с. Дроздове, в настоящее время их местонахождение неизвестно. Однако можно думать, что память о Китовских чудотворцах сохранялась в XIX в. Священник Н. М. Миловский в своем исследовании опубликовал рисунок С. Морозкина с иконы 2-й пол. XIX в., на котором изображены на фоне Шуи местночтимые святые – праведный иерей Григорий и прп. Иоаким Шартомский, осененные чудотворной Шуйской Смоленской иконой Божией Матери.
     Праведные иерей Григорий, дочь его Евфросиния и миряне Артемий и Димитрий («иже в селе Китове Шуйские чудотворцы») упоминаются в агиографических сборниках, начиная с конца XVII века: в Филимоновском иконописном подлиннике, в котором память их обозначена под 30 сентября, в «Описании о Российских святых», в некоторых святцах (в частности, в святцах XVIII в.- ОР РГБ. Ф. 173. № 209. Л. 50).


Изображение: Прп. Иоаким Шартомский и прав. Григорий Китовский. Литография по рис. С. Морозкина. 1892 г.

Источники: 
Филимонов. Иконописный подлинник. С. 21-22, 24;
Описание о Российских святых. С. 215; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380.