Киприан Увотский, Суздальский чудотворец жил во второй половине XVI -
начале XVII веков. Он был прихожанином храма села Воскресенского, близ
города Коврова
Владимирской епархии. Подвизался в безмолвии в дубовом лесу на небольшом
острове при устье
рек Клязьмы и Уводи, в полутора верстах от села Петровское. В воскресные и в праздничные дни приходил
молиться в храм села Воскресенского. Считали его Христа ради юродивым и святым.
По
преставлении 22 июля 1622 года тело его было погребено при храме в с. Воскресенском. По
кончине святого между крестьянами села Петровского и соседнего села
Воскресенского был спор: те и другие желали у себя тело почитаемого ими
отшельника.
Жители Воскресенского, желая доказать принадлежность Киприана к их приходу, указывали на то, что он чаще ходил в их церковь, а жители Петровского говорили, что он подвизался в урочище, принадлежавшем их приходу. Спор этот решился будто бы тем, что на Киприане, по снятии с него одежды, нашли запись, в которой он выражал желание быть похороненным в селе Воскресенском. Была и другая версия: спорившие будто бы пустили гроб Киприана в реку Уводь, и гроб его против течения прибыл в село Воскресенское, где прихожане и погребли его тело по правую сторону своего Воскресенского храма.
Жители Воскресенского, желая доказать принадлежность Киприана к их приходу, указывали на то, что он чаще ходил в их церковь, а жители Петровского говорили, что он подвизался в урочище, принадлежавшем их приходу. Спор этот решился будто бы тем, что на Киприане, по снятии с него одежды, нашли запись, в которой он выражал желание быть похороненным в селе Воскресенском. Была и другая версия: спорившие будто бы пустили гроб Киприана в реку Уводь, и гроб его против течения прибыл в село Воскресенское, где прихожане и погребли его тело по правую сторону своего Воскресенского храма.
В
иконописном подлиннике о блаженном говорится: "22 июля преставление святого праведного Киприана, иже Христа ради
юродивого в селе Воскресенском, Суздальского чудотворца; подобием рус исчерна,
власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой,
ноги босы, руце молебныя".
В 1751 году усердными почитателями
блаженного Киприана над его гробом был пристроен придел к храму в честь Покрова
Божией Матери. Известие сказания об обретении мощей
блаженного Киприана, Христа ради юродивого (+22 июля / 4 августа 1622) почти
сразу же после его кончины также не подлежит сомнению. Его мощи, как пишет
Анания Фёдоров, долгие годы лежали открыто, и лишь при патриаршестве святейшего
Иоакима (1674-1690) были вновь положены под спуд. Могила блаженного Киприана
сохранялась под полом Покровского придела Воскресенского храма в селе, которое
в XVII столетии «числилось в собственности князей Прозоровских, вследствие чего
до конца XIX века официально именовалось Воскресенское Прозоровских».
Место, где подвизался блаженный Киприан, находится в семи
верстах от села Воскресенского, известно ныне под именем пустыни Киприановой, а
местные ямы называются пещерами Киприана. Ныне река Уводь течёт по новому
руслу, которым стал её бывший левый рукав, огибавший остров с востока. Правый,
западный проток постепенно превратился в заглохшую старицу. Небольшая
реликтовая дубрава, живой памятник природы, сохранилась до нынешних дней. С
юго-западной стороны дубовой рощи и теперь имеется непересыхающая яма с чистой
родниковой водой под свесившимся над ним большим кустом ивы. Яму эту в народе
продолжают называть "ключик блаженного Киприана".
Ныне сёла Воскресенское и Петровское относятся к Лежневскому
району Ивановской области.