2 февраля 2011 года Архиерейский Собор принял документ "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших". Протоиерей Владислав Цыпин, член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии и семинарии, в интервью интернет-изданию «Татьянин день» прокомментировал некоторые положения этого документа.
- Отец Владислав, на прошедшем Архиерейском Соборе был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Какие из положений этого документа кажутся Вам наиболее важными и интересными? Что в документе является принципиально новым?
- На мой взгляд, постановление о посвящении храмов и часовен памяти новомучеников по-прежнему актуально и важно. На Соборе впервые прозвучало предложение именовать в календаре мучеников по месту подвига, по кафедре или по фамилии. А призыв в конце документа подражать новомученикам в стойкости и верности в мире, удаляющемся от Христа, - это не просто красивая фраза, это духовное наставление всем верным чадам Церкви.
- В документе говорится о том, что «епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию». Кто будет составлять сами службы? Разве возможно написать богослужебный текст «на заказ»?
-
Составлять эти службы будут епархиальные богослужебные комиссии. А уж каким
образом они будут работать — коллегиально или поручив это тому, у кого есть
соответствующий дар, а затем редактируя, - это по-разному может быть устроено.
Но, как правило, службы и составляются «по заказу», а не по вдохновению,
посещающему кого-либо из православных христиан. Так оно и было, например, в
Синодальный период: когда готовилась канонизация, параллельно составлялась
служба святому, или сразу после канонизации «поступал заказ» на написание
службы.
- Как
предполагается решать проблему литургического почитания новомучеников, имея в
виду их большое количество и малое число составленных им служб, с одной
стороны, и непростые проблемы соединения их памяти с памятью древних святых, с
другой?
- Конечно,
лучше, чтобы были службы, посвященные конкретному святому, но за отсутствием
таковых - и это уже сложившаяся традиция - используется общая минея, где
размещены службы разным чинам святых, разным ликам святости: священномученикам,
преподобномученикам, исповедникам. Если совершается служба новомученику (а она
должна совершаться там, где он пострадал, или там, где он совершал служение) и
при этом нет написанной ему службы, то за основу берется служба из общей Минеи.
В ее тексте будет прославляться не конкретный святой, а данный «вид святости».
Новомучеников, действительно, много. Если открыть календарь, мы видим, что
практически на каждый день приходится память какого-либо новопрославленного
святого. Но службы им совершаются редко. Наверно, невозможно совершать службы
всем им во всех храмах. Во всех храмах нужно праздновать лишь избранных из них
- как в случае со священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, например,
- а остальных поминать соборно.
А вот память святых, известных в своих епархиях, очень хорошо и правильно было
бы совершать во всех храмах епархии - если речь идет об архиерее, или в
приходах или монастырях - если речь идет о святых, известных в какой-то
местности. Что касается соединения служб, то Типикон предусматривает
возможность соединения памяти древнего святого с памятью новопрославленного
святого, и здесь не должно возникнуть проблем.
- В
документе рекомендуется «продолжить диалог с государством о возможности
законодательных или административных способов обеспечения доступа
уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии
соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан».
Как сейчас строится работа с архивами? Что уже достигнуто?
- Без
сотрудничества с архивными работниками, хранителями архивов наша деятельность
невозможна. Работа в этом направлении ведется, нужные нам документы более или
менее доступны. Как правило, это архивы спецслужб, и так просто они не
выдаются, на их просмотр необходимо получить разрешение. Копировать также можно
не все. Ограничения, которые устанавливают архивы, касаются не защиты репутации
следственных и судебных органов, ведь и так понятно, что там было много
преступного, этот факт уже никто не пытается упрятать. А были другие лица,
которые в них фигурируют, причем в неблаговидном виде. К примеру - свидетели
обвинения, информаторы. Мало кто из них может быть жив на сегодняшний день, но
у них есть дети, внуки, и их интересы государство защищает. Есть такое понятие
- «охрана прав граждан, которые могли бы быть скомпрометированы публикацией
архивных документов». Таким образом, посторонние лица, принимавшие, однако,
непосредственное участие в судьбе репрессированных, остаются под охраной
государственной тайны. И поэтому документы попадают к нам с какими-то купюрами.
И все же в перспективе возможно улучшение ситуации. На этот счет есть особое
законодательное положение: через 75 лет после кончины человека его репутация
уже более не охраняется. Это уже не факт личной жизни, а факт истории. Тогда
архивные документы, как бы они ни выставляли это лицо, могут публиковаться.
Даже самые потаенные уголки истории XVIII века уже для всех открыты. А если мы
говорим о репрессиях 30-х годов, со времени кончины этих людей чаще всего 75
лет еще не прошло. Так что вопрос открытия архивов - это теперь вопрос времени.
- В
документе упоминаются и новомученики, и «все невинно от богоборцев в годы
гонений пострадавшие». В чем будет заключаться церковное поминовение жертв
репрессий? Будет ли учрежден день особого поминовения этих усопших (подобно дню
поминовения погибших в годы Великой Отечественной войны)?
- Это
решение обращено скорее к обществу, чем к Церкви. Церковное поминовение христиан
- не новомучеников, но пострадавших от репрессий - может быть как персональное,
так и общецерковное - через требы. Но для тех, кто пал жертвой репрессий, не
принадлежа при этом к Церкви, речи о поминовении не может идти. Церковное
поминовение лиц, не принадлежавших к Церкви, невозможно, и здесь никаких
поправок быть не может. В соответствующем пункте документа выражено скорее
уважение к жертвам репрессий и пожелание принимать какие-то общественные,
государственные меры - акции, которые бы способствовали увековечению памяти
пострадавших в те годы, чем стремление каким-то образом изменить церковную
практику поминовения усопших.
- В
документе говорится и о том, что «целесообразно сформулировать предложения об
объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках
истории». Как можно рассказывать о новомучениках в школе? Не вызовет ли это
общественный протест, как было с «Основами православной культуры»?
- Здесь
даже меньше оснований для возражений, чем было при попытке ввести предмет
«Основы православной культуры». Мы говорим о факте имевших место репрессий. Это
необходимо молодому поколению просто для объективного знания истории -
независимо от того, является ли школа церковно ориентированной или это обычная
средняя школа. И о том факте, что среди пострадавших и репрессированных было
много священнослужителей и просто православных христиан. Это не значит, что
школьники, не принадлежащие к Православной Церкви, должны из таких уроков
выносить убеждение об их святости. Мы считаем, что рассказ о новомучениках даст
школьнику, независимо от его принадлежности к определенной конфессии, более
объективное представление об исторических фактах, чем дают современные школьные
учебники.
Беседовала
Дарья Куликова
- Составлять эти службы будут епархиальные богослужебные комиссии. А уж каким образом они будут работать — коллегиально или поручив это тому, у кого есть соответствующий дар, а затем редактируя, - это по-разному может быть устроено. Но, как правило, службы и составляются «по заказу», а не по вдохновению, посещающему кого-либо из православных христиан. Так оно и было, например, в Синодальный период: когда готовилась канонизация, параллельно составлялась служба святому, или сразу после канонизации «поступал заказ» на написание службы.