суббота, 9 мая 2015 г.

Тихие герои

А. Е. Тихонравова. Фото военных лет

    Воспоминания о Великой Отечественной войне дочери сщмч. Евфимия Тихонравова

     Антонина Евфимовна Тихонравова родилась в с. Доронино (ныне Тейковский район Ивановской об­ласти) и была младшей дочерью скромного сельского дьячка. Детство пролетело в церковном строе жиз­ни, в семейных радостях и общих трудах. После революции начались гонения на Церковь. Все духовные лица лишались гражданских прав, становились изгоями, не имеющими права на существование.
     Доронинский священник под угрозой конфис­кации имущества отказался от сана. Храм остался без службы, а прихо­жане, не знакомые с церковными ка­нонами, обращались к дьякону о. Евфимию с просьбой совершить от­певание, крещение, молебен. В на­чале 30-х годов, когда в стране бу­шевало воинствующее безбожие, о. Евфимий принял сан священника, служил один в пустом храме. Дочь Антонина помогала ему — пекла просфоры, топила печи в церкви. Когда власти все же закрыли храм, священнику пришлось идти в Ива­ново искать работу, чтобы как-то вы­жить. Но крест, Евангелие и епитра­хиль всегда были с ним, он до конца остался верен своему иерейскому служению. В 1938 г. о. Евфимий был арестован по доносу и 4 февраля расстрелян. Ныне он прославлен Русской Церковью в лике Новомучеников.
    Антонину Евфимовну жизнь за­бросила в далекий Ташкент, где она работала на текстильной фабрике. Там двадцатилетнюю девушку зас­тала война. Вместе с подругами она приняла решение: окончить курсы медсестер и идти на фронт. После шестимесячного обучения встали на военный учет и ждали комплектова­ния санитарного поезда. Когда в об­щежитие пришла повестка: «Срочно с вещами явиться в военкомат», - Тося подумала, что пришел сани­тарный поезд. Но в военкомате услы­шала неожидан­ный приказ: «Вы военнообязанная. Сейчас военное время, и Вы долж­ны подчиняться. Становитесь в строй и отправляй­тесь в школу млад­ших авиаспециалистов».
     Рассуждать не приходилось. Шестимесячные кур­сы прошли в Киргизии. Затем напра­вили в авиамастерские в долину Гисары, а оттуда — в Тулу в комплекту­ющийся авиаполк № 904. В сутки каж­дый самолет делал по семь-восемь боевых вылетов, а обслуживало его четыре человека: летчик, стрелок, мо­торист и оружейник. С боями прошли всю Белоруссию и Польшу, освободи­ли от немцев Варшаву, дошли до Бер­лина.
     «Сколько потеряли ребят, сколь­ко видели огня и дыма! — вспоминает Антонина Евфимовна. — Постоянно на передовой. Канонада была совсем близко. Вам этого не понять. И не дай Бог вам пережить такое! В душе мы всегда обращались к Богу, хотя внешне нельзя было это проявлять. И теперь, когда по телевизору по­казывают, как бомбят Сербию или Ирак, я не могу без слез это видеть, молю Бога прекратить эту войну. Я знаю, как это страшно.
     Весть о победе застала нас на подступах к Берлину. Помню, была уже ночь, многие спали, как вдруг послышалась стрельба, шум, крики: «Победа! Мы победили!» Какая это была радость! На следующий день всех, кто был свободен от дежур­ства, повезли в Берлин. У Рейхста­га кто-то поднял меня на плечи, кто-то поддерживал, и я расписалась на стене: «Тося Тихонравова из Ивано­ва». А через два месяца - демоби­лизация. Поездами в товарных ваго­нах ехали домой. Как нас тогда встре­чали! На всех остановках - море лю­дей с цветами, бросали нам букеты прямо в открытые двери вагонов. Столько было и радости, и слез!»
     Всю жизнь Антонина Евфимов­на была с Богом, обращалась к Нему в молитве и никогда не жила для себя. Последние 20 лет посвя­тила уходу за двоюродным братом и старшей родной сестрой. Пришлось ей и самой полежать с переломом бедра. В больни­цу восьмидесятитрехлетнюю ба­бушку взять отказались, на дом врач пришел лишь через два меся­ца, чтобы снять лангетку. Антонина Евфимовна со стойкостью солдата улыбалась сквозь слезы: «Что ж, бу­дем преодолевать трудности! Нам к этому не привыкать» .
     В тот год с Днем Великой Победы ее по­здравили открыткой лишь две остав­шиеся еще в живых однополчанки - «последний девчачий штурм»...
     Антонина Евфимов­на Тихонравова почила 29 декабря 2011 года в г. Краснодаре, находясь на попечении родных.
     P. S. Нашему поколению, сравнитель­но недавно открывшему для себя христианство, стремящемуся по бук­ве соблюсти Евангельский закон, так часто не хватает глубины искренней веры и широты любви, готовой на жертву, вмещающей в свое сердце всех. И каким чудом и даром Божиим бывает то, что в поколении ухо­дящем, пережившем войну, голод, разруху, оторванном от Церкви наси­лием атеизма, видишь широту и глу­бину неистребимого в русской душе христианства...

          Монахиня Евстолия (Егорова). Газета «Слово утешения» № 5 (112), май 2004