среда, 15 ноября 2023 г.

Иоаким Шартомский (+ после 1625), монах Николо-Шартомского монастыря

     Преподобный Иоаким Шартомский до начала 1620-х годов подвизался в Борисоглебском на Устье монастыре Ростовского уезда, стал учеником преподобного Иринарха Ростовского (+ 1616): "Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже у Николы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сослан бысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифом киевлянином" [4].

     Вероятно именно он около 1623 года написал образ Вязниковского списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В Сказании о Казанской иконе Божией Матери из Воскресенской церкви в Суздале ("Месяца ноемвриа в 23 день воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския, списанное с истории, сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами во граде Суждале"),  рассказывается, что прп. Иоаким "...в обители святаго Николая Чудотворца, яже на Шархме реце… житие проходя затворническое, пребывая присно в келлии своей, никамо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше... непрестанно же в вечер, утро и полудень на молитве пребываше... Бе же сей… изряден художник иконнаго писания… Иконы же, яже написоваше, не за цену продаяше, но туне, без всякия мзды святым Божиим церквам и многим обителем… на благолепие отдаяше" [5].

     Поскольку святой не брал денег за написанные им образы, Господь наделял иконы благодатью чудотворения. Чудотворным почитался написанный им образ Пресвятой Богородицы, хранившийся в Шуе (свящ. Н. Миловский считал, что это была Кипрская икона из Спасской церкви, которая была построена над братской могилой жителей Шуи, убитых в 1619 при нападении на город поляков и "воровских людей"). Некий иерей Иоанн из с. Воскресенского, много слышавший о Шуйской чудотворной иконе, с корыстным помыслом пришел к прп. Иоакиму просить о создании для его церкви образа: "Многи будут богомолия ради и к нашей церкви приходити и молебная пения совершати, и сим образом имамы стяжати и мы себе приобретение богатства" [6].       Однако преподобный обладавший даром прозорливости, отказался писать икону, но предсказал, что вскоре близ церкви в Воскресенском будет обретено "сокровище великое" (впоследствии рядом с храмом были обретены мощи блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого (+ 1622)). По повелению явившейся ему Пресвятой Богородицы преподобный написал Ее Казанскую икону, которую послал из Шартомского монастыря в Воскресенскую церковь в Суздале. 23 ноября 1625 г. жители Суздаля торжественно встречали написанный Иоакимом образ. В память об этом событии был учрежден местный праздник сретения Казанской иконы, от которой происходило множество чудес. По повелению патриарха Филарета Суздальский архиепископ Арсений Элассонский провел "испытание чудес", после чего их описание было послано в Москву.

     

     По свидетельству Анании Фёдорова, прп. Иоаким поселился близ Воскресенской церкви и был похоронен рядом с ней, "на месте весьма незнаменитом" (т. о., сообщение архим. Леонида (Кавелина) о погребении прп. Иоакима в Шартомском монастыре [10], по-видимому, неверно).
     В 1728 году при Воскресенской церкви началось строительство каменного теплого Казанского храма. При закладке фундамента был найден гроб Иоакима, "в земли глубоко, цел сущь". По распоряжению Суздальского епископа Иоакима гробницу подвижника обложили каменными плитами, "...сам бо преосвященный епископ о житии помяненаго монаха при... Воскресенской церкви от родителей и прародителей своих добре ведяше рождением бо сый и воспитанием того града Суждаля". Возможно, тогда же состоялась местная канонизация святого.
     Имя прп. Иоакима включено в «Описание о российских святых» [11]. Канонизация подтверждена включением имени прп. Иоакима в Собор Ростово-Ярославских святых и в Собор Ивановских святых (http://comissvyat.blogspot.com/).
    Память преподобного Иоакима Шартомского совершается 9 сентября (местночтимый в Шуе и Суздале), в Соборе Ростово-Ярославских святых, а также в Соборе святых Ивановской митрополии (7/20 июня).

Иконография

1.  На иконе Л. С. Узловой [15] Иоаким показан в рост, вполоборота влево, на фоне монастыря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ прп. Иоакима помещен в нише сев. стены в росписи церкви Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском монастыре (2008).  

2.  На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 года Иоаким представлен вместе с прав. Григорием Китовским на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. Иоаким - старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское [14].

Литература

1. Федоров, Анания, "Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале," Временник Московского общества истории и древностей Российских, кн. 22, М., 1855, Материалы: 189. № 11.
2. Толстой, М., Путевые письма из древней Суздальской области, М., 1889, 79.
Успенский, 1913–1916, т. 4, 181.
3. Алексеев С. В. Иконописцы Св. Руси: Духовные основы древнерус. иконописи. СПб., 2008.
4. Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 116;
5. он же. О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859. С. 27-28;
6. Толстой М. В. Путевые письма из древней Суздальской обл. М., 1869. С. 79;
7. Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241-242;
8. Миловский Н., свящ. Неканонизированные святые города Шуи Владимирской губ., XVII в. // ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. IV. C. 5-17;
9. Березин Е., Добронравов В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский у. С. 59-66;
10. Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560;
11. Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 99-100;
12. Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 2. С. 69-70;
13. Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 302.

              ДРЕВО. Открытая Православная энциклопеди