Священномученик Иоанн родился 22 апреля 1868 г. в с. Большие Дорки Палехской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника. Его отец, Александр Иосифович Прудентов, и мать, Мария Ивановна, дочь священника Иоанна Дмитриевича Богословского, поселились в Больших Дорках в 60-х годах XIX века. В 1868 г. они купили дом, который был построен в 1840 г. и принадлежал семье предыдущего священника, и перестроили его для себя. В 1891 г. Иван окончил Владимирскую Духовную семинарию, и поступил учителем в школу в селе Луконино Владимирской губернии. В 1892 г. Иван Александрович женился на девице Клавдии, дочери священника Порфирия Никифоровича Смирнова, служившего в Преображенском храме в с. Доронино Тейковского уезда Владимирской губернии.
В 1894 г. Иван Александрович был рукоположен во священника к Преображенскому храму на место своего тестя и прослужил здесь шесть лет. В это время умер его брат-священник, служивший в Больших Дорках, на месте ушедшего за штат отца, и отец Иоанн перешел служить в храм в Большие Дорки. Здесь он прослужил всю жизнь до своего ареста.
В приходе стараниями его отца, брата и его самого была открыта и успешно действовала церковно-приходская школа, имевшая большую библиотеку. Первоначально школа была открыта в 1887 г. как школа грамоты, в 1893 она была преобразована в церковно-приходскую школу. Одна их дочерей священника Иоанна Прудентова, Анна, окончив епархиальное училище во Владимире, стала в этой школе учительницей. Стараниями отца Иоанна при школе были выстроены квартиры для учителей и общежитие на десять человек для учащихся из дальних деревень, где они оставались на ночлег в непогоду. В храме был один из лучших церковных хоров, не уступавший церковным хорам в Шуе и Палехе. Отец Иоанн много времени уделял на обучение школьников пению, устраивая с ними регулярные спевки.
Во время служения о. Иоанна для храма был приобретен большой колокол, средства для этого собирались всеми прихожанами, а недостающие отец Иоанн собирал у знакомых и незнакомых благодетелей. Колокол был отлит в Ярославле и стал достойным украшением храма. Во все Рождественские праздники о. Иоанн устраивал для детей в школе елку, где собирались и читали стихи и пели песни дети. Священником проводились в селе регулярные воскресные чтения, на которые сходилось все взрослое население Дорков. Во время чтений отец Иоанн рассказывал обо всех, заслуживавших с его точки зрения внимания, событиях, происшедших в течение недели, для чего регулярно выписывал православные и патриотические газеты и журналы.
Благодаря своей ревностной пастырской деятельности, заботе о храме и благоговейному совершению богослужений, отец Иоанна заслужил большой авторитет не только в своем родном селе, но и в округе. Обращая внимание паствы на происходящее в духовной жизни человека, в жизни церковной, отец Иоанн уделял также много внимания и воспитанию в детях любви к отечеству. В тяжелые годы Первой мировой войны ученики его школы связали для воинов двадцать три пары варежек, которые отец Иоанн передал через отца благочинного на фронт.
Первый раз отец Иоанн был арестован 23 октября 1930 г. Священника обвинили в том, что он якобы «в 1918 г. активно участвовал в контрреволюционном восстании, бывшем в районе села Пустошь и Большие Дорки: звонил в набат, посылал своего сына... в село Красное и Палех созывать крестьян на восстание. В первые годы революции Прудентов читаемые им в церкви проповеди нередко заканчивал антисоветской агитацией. "Советская власть, – говорил он, – развращает народ, а, главным образом, юношество", и призывал верующих не слушать безбожников. В 1921 г. в момент изъятия церковных ценностей выступал в церкви с призывом – не отдавать советской власти ценностей... Сеял вражду в крестьянах против колхозов: "Крестьянам в колхозе еще хуже будет жить, там они будут подневольными, ими другие будут распоряжаться... В колхозах будет пятидневка, праздники церковные будут нарушены, в церковь не придется ходить, церковь будет нарушена". Влияние его на население было и раньше. Так в 1920 г., когда в селе Большие Дорки решался вопрос об общем переделе земли, Прудентов, тогда имевший 32 десятины земли, выступил в церкви с призывом, чтобы не отбирали у него землю и... крестьяне оставили в пользовании Прудентова целиком всю землю, которой он пользовался до 1928 г.».
Вызванный следователем на допрос отец Иоанн, отвечая на вопросы, сказал: «В момент контрреволюционного восстания в Пустоши я активного участия как священник в этом деле не принимал. …Обвинения предъявленного мне совершенно не признаю, также должен сказать, что не имел никакого отношения к бывшему у нас восстанию».
25 декабря 1930 г. тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в деревню Коломино Кривошеинского района Томского округа. В ссылку к отцу Иоанну ездил с передачами его младший сын Иван, который и рассказал родным в каких условиях голода и холода пришлось жить священнику. Здесь ему предложили освободиться от ссылки, но взамен он должен был снять с себя сан. Отец Иоанн не согласился, сказав: «Служу Богу моему, дондеже есмь!»
В 1933 г. по окончании срока ссылки отец Иоанн вернулся домой. Во время гонений в конце тридцатых годов, 15 сентября 1937 г. отец Иоанн был вновь арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. На допросе он сказал, что священник из соседнего села Пустошь жаловался ему, что православной вере скоро конец, так как, несмотря на то, что Церковь отделена от государства, советская власть устраивает гонения, закрывает храмы, требует со священнослужителей уплаты непосильных налогов, в результате чего богослужение приходится оставлять, и храмы сами нарушаются. На это отец Иоанн ему возразил: «Пусть советская власть чинит гонения на православную веру, мы в свою очередь должны бороться с этим гонением, вера существовала, существует и будет существовать. Если советская власть и закрывает храмы и требует уплаты непосильных налогов с нас, мы все же должны бороться до конца своей жизни и разъяснять массам, что без религии не будет житья не только священнослужителям, но и всем трудящимся. Раз мы созданы Богом, то и должны за Него бороться». 22 сентября 1937 г. отец Иоанн был приговорен к расстрелу. Священник Иоанн Прудентов был расстрелян 25 сентября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 г. протоиерей Иоанн Прудентов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Память совершается 12 сентября (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Источники:
РГИА. Ф. 803, оп. 16, д. 241, л. 15.
ГАИО. Ф. 1619, оп. 1, д. 90, л. 42, 64, 72; д. 102, л. 1-3.
Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Арх. № 7625-П.