Святой мученик Сергий Мефодиев родился 13 ноября 1886 года в семье шуйского мещанина Ивана Никитича Мефодиева и его жены Пелагеи Гавриловны. Крещен Сергий на следующий день в Троицкой церкви г. Шуи. Крестные его: дед (по матери) – шуйский мещанин Гавриил Григорьевич Добродеев и села Афанасьевского крестьянская жена Елизавета Давыдовна Поливанова.
Отец Сергия – «солдатский сын», в начале 1870-х гг. носивший фамилию Щепцов, но уже к концу 70-х ставший Мефодиевым. Мать была дочерью шуйского мещанина Гавриила Григорьевича Добродеева и его жены Анастасии Дмитриевны. Кроме Сергия в семье Мефодиевых были: Иван (1873), Екатерина (1875), Мария (1877), Дмитрий (1879), Василий (1881), Семен (1883), Иосиф (1890). Мария и Дмитрий умерли в младенческом возрасте.
Сергий Иванович жил в Шуе в Крутицком переулке в собственном доме. С 1909 года был на военной службе, откуда вернулся в родной город. Работал печным мастером, но в 1922 году числился безработным. Сергий Мефодиев был прихожанином Троицкого храма г. Шуи.
В среду 15 марта 1922 года, когда на площади Воскресенского собора стал собираться народ, чтобы не допустить святотатства в связи с изъятием церковных ценностей, среди прочих верующих был и Сергий Мефодиев.
К десяти часам утра в управление милиции пришел начальник комиссии по изъятию церковных ценностей Вицын и сообщил, что комиссия идет в Воскресенский собор изымать ценности и милиции надо разогнать собравшуюся у собора толпу. Начальник милиции отрядил для этой цели восемь конных милиционеров, и те стали разгонять собравшихся нагайками, однако люди не расходились: кто-то начал выламывать из плетня колья, чтобы обороняться, из толпы полетели в милиционеров поленья. Начальник милиции послал за подкреплением. Были присланы четырнадцать вооруженных красноармейцев, которые попытались разогнать толпу, – но безуспешно. Люди требовали, чтобы милиция и красноармейцы ушли от собора.
Милиционеры стали избивать людей нагайками, не щадя женщин и детей. Кто плакал, кто усердно молился, иные говорили:
– Все равно умирать – умрем за Божию Матерь!
Начальник гарнизона распорядился о присылке красноармейцев 146-го полка в полной боевой готовности. Пока красноармейцы шли к площади, встречные уговаривали их не ходить разгонять народ, но солдаты, рассыпавшись цепью, все же двинулись на толпу.
Никто из клира или прихожан не посмел подняться на колокольню и зазвонить в колокола. Проникли на колокольню подростки. Матери подбадривали и помогали им. Гимназисты постарше звонили в большие колокола, дети одиннадцати-двенадцати лет – в маленькие, и вышел довольно громкий перезвон.
Вскоре к собору подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе. Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился и крикнул: «Православные, стойте за веру!» – и был тут же убит выстрелом в висок.
К упавшему юноше подбежали дети, но были оттеснены милиционерами. Один из них сказал им:
– Если вы не уйдете, стрелять будем.
Дети забежали во двор ближайшего дома и тем спаслись от теснивших их лошадьми милиционеров.
Второй была убита девица Анастасия. Этим утром по пути на фабрику она остановилась у собора, поднялась вместе с другими на его ступени – и там была застрелена. Были убиты Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев.
Трупы убитых положили на паперть собора и никого к ним не допускали. Священник Николай Широкогоров отслужил по просьбе прихожан молебны Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу и мученику Иоанну Воину. Трупы убитых были увезены, раненых доставили в больницу.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память совершается 27 апреля, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Библиография
1. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.45.
2. Ставровский Е.С. Святые земли Шуйской. Иваново, 2007г., стр.86.
Отец Сергия – «солдатский сын», в начале 1870-х гг. носивший фамилию Щепцов, но уже к концу 70-х ставший Мефодиевым. Мать была дочерью шуйского мещанина Гавриила Григорьевича Добродеева и его жены Анастасии Дмитриевны. Кроме Сергия в семье Мефодиевых были: Иван (1873), Екатерина (1875), Мария (1877), Дмитрий (1879), Василий (1881), Семен (1883), Иосиф (1890). Мария и Дмитрий умерли в младенческом возрасте.
Сергий Иванович жил в Шуе в Крутицком переулке в собственном доме. С 1909 года был на военной службе, откуда вернулся в родной город. Работал печным мастером, но в 1922 году числился безработным. Сергий Мефодиев был прихожанином Троицкого храма г. Шуи.
В среду 15 марта 1922 года, когда на площади Воскресенского собора стал собираться народ, чтобы не допустить святотатства в связи с изъятием церковных ценностей, среди прочих верующих был и Сергий Мефодиев.
К десяти часам утра в управление милиции пришел начальник комиссии по изъятию церковных ценностей Вицын и сообщил, что комиссия идет в Воскресенский собор изымать ценности и милиции надо разогнать собравшуюся у собора толпу. Начальник милиции отрядил для этой цели восемь конных милиционеров, и те стали разгонять собравшихся нагайками, однако люди не расходились: кто-то начал выламывать из плетня колья, чтобы обороняться, из толпы полетели в милиционеров поленья. Начальник милиции послал за подкреплением. Были присланы четырнадцать вооруженных красноармейцев, которые попытались разогнать толпу, – но безуспешно. Люди требовали, чтобы милиция и красноармейцы ушли от собора.
Милиционеры стали избивать людей нагайками, не щадя женщин и детей. Кто плакал, кто усердно молился, иные говорили:
– Все равно умирать – умрем за Божию Матерь!
Начальник гарнизона распорядился о присылке красноармейцев 146-го полка в полной боевой готовности. Пока красноармейцы шли к площади, встречные уговаривали их не ходить разгонять народ, но солдаты, рассыпавшись цепью, все же двинулись на толпу.
Никто из клира или прихожан не посмел подняться на колокольню и зазвонить в колокола. Проникли на колокольню подростки. Матери подбадривали и помогали им. Гимназисты постарше звонили в большие колокола, дети одиннадцати-двенадцати лет – в маленькие, и вышел довольно громкий перезвон.
Вскоре к собору подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе. Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился и крикнул: «Православные, стойте за веру!» – и был тут же убит выстрелом в висок.
К упавшему юноше подбежали дети, но были оттеснены милиционерами. Один из них сказал им:
– Если вы не уйдете, стрелять будем.
Дети забежали во двор ближайшего дома и тем спаслись от теснивших их лошадьми милиционеров.
Второй была убита девица Анастасия. Этим утром по пути на фабрику она остановилась у собора, поднялась вместе с другими на его ступени – и там была застрелена. Были убиты Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев.
Трупы убитых положили на паперть собора и никого к ним не допускали. Священник Николай Широкогоров отслужил по просьбе прихожан молебны Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу и мученику Иоанну Воину. Трупы убитых были увезены, раненых доставили в больницу.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память совершается 27 апреля, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Библиография
1. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.45.
2. Ставровский Е.С. Святые земли Шуйской. Иваново, 2007г., стр.86.