четверг, 21 июля 2011 г.

Святая преподобномученица Маргарита (Закачурина) (1884-1937). Монахиня Ивановского монастыря Владимирской иконы Божией Матери

     Преподобномученица Маргарита (в миру Евдокия Ксенофонтовна Закачурина) родилась 26 февраля 1884 года в д. Пахота Лежневской волости Ковровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Кроме Евдокии в семье было еще трое детей.  После смерти матери отец женился во второй раз. С приходом в семью мачехи, у которой не сложилось добрых отношений с детьми мужа, детство Евдокии стало безрадостным.
      В 1901 году в Иваново-Вознесенске была открыта богадельня, туда стали набирать девушек, которые занимались бы уходом за престарелыми, а также рукоделием: вязаньем, шитьем и вышиванием.
      В 1903 году был заложен храм и в следующем году освящен главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, а через три года – два придела: в честь преподобных Марии Магдалины и Михаила Клопского. В 1906 году был выстроен деревянный двухэтажный корпус для тружениц богадельни. В 1907 году здесь жили уже до полусотни насельниц, – монашествующих и мирян, – и по их просьбам в том же году из Успенского Княгинина монастыря города Владимира была направлена сюда в качестве настоятельницы монахиня Августа (в миру Мария Николаевна Соловьева). Святейший Синод благословил открыть Владимирскую женскую общину, официальное открытие ее состоялось 26 августа 1908 года. В 1916 году община была преобразована в монастырь, на тот момент в ней жили четырнадцать монахинь и шестьдесят две послушницы.[1] 
      Здесь Евдокия приняла монашеский постриг с именем Маргарита. Она трудилась на разных послушаниях,  пела на клиросе, в последние годы перед закрытием монастыря несла послушание благочинной.
     После революции, в 1918 году, монастырь был преобразован в земледельческую артель «Трудовая игла». Кроме полевых работ, насельницы монастыря занимались рукоделием - стегали одеяла. В 1920-е годы часть монастырских помещений была занята под студенческое общежитие, монахинь и послушниц переселили в помещение трапезной В 1927 году монастырские помещения были переоборудованы под казармы авиаотряда, храм был закрыт, и все ходили на богослужения в единственно оставшийся незакрытым единоверческий храм.[2]       Оставшись без жилья, монахини стали работать при Деткомиссии глухонемых, занимались рукоделием – изготавливали стеганные одеяла, а на вырученные от работы деньги вскладчину покупали дома, где поселялись по нескольку человек. В одном из таких домов поселились монахини Маргарита и Евфалия (Екатерина Николаевна Калинина). Позже к ним присоединилась монахиня Ксения (Григорьева). Их дом находился на 1-й Лежневской улице (снесен в 1990 г.)
      После смерти своей сестры Анфисы, Маргарита взяла в свою келью на воспитание ее семилетнюю дочку Машу (Попову), вырастила ее и выдала замуж за хорошего человека. По воспоминаниям родственников, Маргарита была очень доброй, трудолюбивой, энергичной, но в то же время, спокойной и с чувством юмора. Она не демонстрировала своей веры, никогда не снимала монашеской одежды, и никто не видел, когда она молилась.
     22 марта 1937 года монахиня Маргарита была арестована вместе с другими монахинями и послушницами монастыря. Ее обвинили в том, что она «являлась участницей контрреволюционной группы церковников и монашества; хранила и распространяла церковно-монархическую книгу “Протоколы Сионских мудрецов”, церковные стихи антисоветского содержания, вела антисоветскую агитацию и распространяла контрреволюционные провокационные слухи о колхозах и положении колхозников».[3]  Вместе с ней были арестованы монахини Тамара (Проворкина), Феврония (Ишина) и Мария Ивановна Дмитриевская (вдова священника). Все обвиняемые проходили по одному групповому делу «Сестричество прп. Киприана». Монахиню Маргариту допросили:
      –  Следствию известно, что вы среди своего окружения делали провокационно-клеветнические заявления о гонении советской властью религии и духовенства. Расскажите об этом, – сказал следователь.
     – Заявлений провокационно-клеветнического порядка о гонении советской властью религии и преследовании духовенства и верующих мной не делалось, – ответила монахиня Маргарита.
     – Вы продолжаете отрицать факты распространения хранившейся у вас церковно-монархической книги «Протоколы Сионских мудрецов»?
       – Да, я это отрицаю, хранившаяся у меня церковно-монархическая книга «Протоколы Сионский мудрецов» мной не распространялась. 
     До вынесения приговора монахини содержались в Ивановской тюрьме. Позже их перевели в Шую, где условия содержания были тяжелее. По воспоминаниям племянницы брат монахини Маргариты привозил ей в тюрьму продукты и теплые вещи. На головном платке, который он ей передал, Маргарита вышила образ Спасителя. После этого ей добавили срок.
       27 июня 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило монахинь Маргариту (Закачурину),Тамару (Проворкину), Февронию (Ишину) и Марию Ивановну Дмитриевскую к трем годам ссылки в Казахстан. В ссылке они поселились вместе в поселке Майское Бескаргайского района Павлодарской области, подвизаясь в совместной молитве.
     Второй раз монахиню Маргариту арестовали 3 декабря 1937 г. уже в ссылке, было составлено новое групповое дело «Маргариты (Закачуриной) и др. г. Павлодар, 1937». Она была арестована вместе с проживавшими с ней монахинями.

      Им были предъявлены те же обвинения, по которым они уже получили приговор. На допросе, происшедшем сразу же после ареста, монахини Маргарита и Тамара дали одинаковые ответы: «Контрреволюционной работой при нахождении в ссылке в поселке Майском мы не занимались, но среди жителей поселка Майский мы вели постоянно разговор, что советская власть дана от Бога для наказания людей, утверждали, что советская власть вскоре должна пасть, наступит власть, при которой можно будет проводить богослужения. Такие разговоры мы проводили на основании Писания и Евангелия».
      Монахини Маргарита и Тамара виновными в предъявленных им обвинениях себя не признали. 4 декабря 1937 года тройка УНКВД по Восточно-Казахстанской области приговорила монахинь к расстрелу. Монахини Маргарита (Закачурина) и Тамара (Проворкина) были расстреляны 15 декабря 1937 года и погребены в безвестной общей могиле.

     Преподобномученица Маргарита (Закачурина) причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память ее совершается 2 декабря, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/20 июня.

Библиография
1. Сайт Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии в Казахстане
2. Мирная Ирина. "Живы!" Журнал "Наша Родина - Иваново-Вознесенск" №12(18), Д. 2007
[1] Тихомиров А.М. Храмы Иваново-Вознесенска. Иваново, 1996. С. 89–92.
[2] Там же, с. 93 
[3] УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 4057-П. Л. 214.